Дело № 2-3749/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 20 октября 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полянской Т.Г.,
при секретаре Обысовой У.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Овчинникова С.Г. к филиалу №5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников С.Г. обратился с иском к филиалу № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту Филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ), Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-АРО ФСС РФ), о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА.
В обоснование иска указал, что является <данные изъяты>, в соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В ДАТА году он обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ в г. Новоалтайске с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на ДАТА, однако путевка ему не была предоставлена, чем нарушены его права, гарантированные государством.
Истец Овчинников С.Г. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ГУ-АРО ФСС РФ, ГУ-АРО ФСС РФ филиала № 5 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства. В письменном отзыве на исковое заявление просит в иске отказать, мотивируя тем, что обеспечение граждан льготных категорий путевками на санаторно – курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год и иными нормативно правовыми актами. По смыслу Федерального закона № 178-ФЗ и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328, предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги.
Средства федерального бюджета, доверенные Фонду в виде межбюджетных трансфертов на предоставление гражданам путевок на санаторно – курортное лечение на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда строго пропорционально количеству граждан льготных категорий, проживающих на определенной территории.
Однако стоимость одного дня пребывания гражданина в санаторно – курортных учреждениях в несколько раз выше, чем нормативы финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно – курортному лечению в месяц, что приводит к невозможности обеспечения в течение календарного года всех граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно – курортное лечение.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ (определение от 03.04.2014 № 686-О), если гражданам, имеющим право на санаторно – курортное лечение и подтвердивших наличие показаний и отсутствие противопоказаний для него, услуга в текущем году оказана не была, то право на ее получение переходит на следующий год (пункт 2.3), в связи с чем, отсутствуют основания считать нарушенными права и законные интересы указанных граждан.
ДАТА Овчинников С.Г. поставлен в очередь на получение санаторно – курортной путевки, но до настоящего времени путевка ему не предоставлена, номер технической очереди – НОМЕР, в связи с тем, что путевки выделялись гражданам, имеющие аналогичные медицинские показания, но подавшее заявление ранее. При условии сохранения права на получение набора социальных услуг и отсутствия противопоказаний к лечению, истец будет обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в порядке очередности.
С учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Овчинников С.Г., ДАТА рождения, является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> НОМЕР.
Из материалов дела видно, что ДАТА Овчинников С.Г. для реализации своего права на санаторно-курортное лечение в 2014 году в установленном порядке обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, предоставив также справку установленного образца от ДАТА НОМЕР.
ДАТА филиалом № 5 ГУ-АРО ФСС РФ Овчинников С.Г. был принят на учет для обеспечения санаторно – курортным лечением.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 62 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно- курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно- курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставление отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. З.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме № 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.
Справка для получения путёвки действительна, как указано в её тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г, № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы, но позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно- курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путёвки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право да получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 65 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно- курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп.4,11,19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 204 г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. I1ст. 64 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёт объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).
Согласно ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I труппы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность 1 группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственною социальную помощь в виде набор социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-0),
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно- курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно- курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно- курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путёвок на санаторно- курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Как видно из справки от 14.01.2015, выданной ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2014 году ГУ – АРО ФСС РФ для оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде оплаты стоимости путевок на санаторно – курортное лечение из федерального бюджета выделены средства в сумме 70087100 рублей.
Перечисленные отделению в 2014 средства федерального бюджета освоены полностью, приобретено и выдано по заявлениям прошлых лет 3557 путевок. Количество поданных заявлений о предоставлении путевок на санаторно – курортное лечение в 2014 году равно 7820.
Заявление Овчинникова С.Г. от ДАТА о предоставлении санаторно – курортной путевки в ДАТА было рассмотрено филиалом № 5 ГУ-АРО ФСС РФ в установленном законом порядке, ДАТА он был принят на учет для обеспечения санаторно – курортным лечением, в настоящее время номер очереди – НОМЕР.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Овчинникову С.Г. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, т.к. не должны быть, нарушены права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Алтайскому краю, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Овчинникова С.Г. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Таким образом, исковые требования Овчинникова С.Г. о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Овчинникова С.Г. к филиалу №5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Т.Г. Полянская