№ 2а-218(1)/2019
64RS0028-01-2019-000212-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Болишенковой Е.П.,
при секретаре Козловой Е.А.,
с участием представителя административного истца Носковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области к Сергееву А.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Сергееву А.А. о взыскании в бюджет Саратовской области в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области задолженности по транспортному налогу в размере 3024 руб. и пени в размере 51,72 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2014, 2015, 2016 г. Сергеев А.А. имел в собственности транспортное средство автомобиль ВАЗ <Данные изъяты>, являющееся объектом налогообложения. Административным истцом в адрес Сергеева А.А. направлялось налоговое уведомление, однако оплата не произведена, в связи с чем начислены пени. Административному ответчику направлены требования об уплате недоимки, которые до настоящего времени не исполнены. Задолженность Сергеева А.А. по уплате транспортного налога составила за 2014 год – 1008 руб., пеня – 28 руб., за 2015 год – 1008 руб., пеня – 4,70 руб., за 2016 год – 1008 руб., пени- 19,02 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Пугачевского района Саратовской области от 10.09.2018 судебный приказ от 03.09.2018 о взыскании с Сергеева А.А. задолженности по транспортному налогу и пени отменен.
В судебном заседании представитель административного истца Носкова Е.Ю. административный иск поддержала.
Административный ответчик Сергеев А.А. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
По правилам ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами: за 2014 год в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; за 2015 год в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; за 2016 год в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По правилам п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, за исключением предусмотренных НК РФ случаев. При выявлении недоимки налоговым органом составляется документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу п. 1, 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что по базе данных налогоплательщиков налога на транспортные средства физических лиц, сформированной системой межведомственного электронного взаимодействия ГИБДД в 2014-2016 годах за административным ответчиком зарегистрировано право собственности на транспортное средство автомобиль <Данные изъяты>, с мощностью двигателя 72 л.с., дата возникновения собственности – 02.12.2008, дата отчуждения – отсутствует (л.д. 27).
В отношении указанного транспортного средства Сергееву А.А. начислен транспортный налог: за 2014 год - 1008 руб., за 2015 год – 1008 руб. за 2016 год – 1008 руб.
Итого сумма транспортного налога оставляет 3024 руб.
Сергееву А.А. направлялись налоговые уведомления и требования: налоговое уведомление № 393879 от 20.08.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1008 руб. в срок до 10.12.2015 (л.д. 12), требование № 1086 об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 1008 руб. и пени в размере 28 руб. в срок до 10.12.2015 (л.д. 13); налоговое уведомление № 103625544 от 29.07.2006 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1008 руб. в срок до 01.12.2016 (л.д. 17), требование № 14045 об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1008 руб. и пени в размере 4,70 руб. в срок до 01.12.2016 (л.д. 19); налоговое уведомление № 5174344 от 04.07.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1008 руб. в срок до 01.12.2017 (л.д. 22), требование № 819 об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1008 руб. и пени в размере 19,02 руб. в срок до 10.12.2017 (л.д. 24);
Оплата по налоговым уведомлениям Сергеевым А.А. не произведена, требования не исполнены, сведений об уплате недоимки суду не представлено.
В соответствии с актами о наложении ареста (описи имущества), приема-передачи арестованного имущества, составленными судебным приставом-исполнителем Пугачевского РОСП в рамках исполнительного производства № 63/28/3922/12/2010 о взыскании с Сергеева А.А. в пользу Г. алиментов в размере ? заработка, автомобиль <Данные изъяты>, принадлежавший Сергееву А.А., был арестован и передан на реализацию на комиссионных началах ООО «Фортуна» в 2010 году, как лом металла, оцененный на сумму 3000 руб. (л.д. 44-46).
Из постановления о распределении денежных средств от 20.08.2010, показаний свидетеля судебного пристава исполнителя ОСП по Пугачевскому и Ивантеевскому районам УФССП России по Саратовской области Соколовой Н.А. следует, что указанный автомобиль был арестован и реализован как лом металла, стоимостью 3000 руб. Денежные средства от реализации имущества поступили в Пугачевский РОСП и распределены в рамках исполнительного производства на счет взыскателя Г.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 237 ГК РФ право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительно реализацию либо передачу взыскателю.
Порядок снятия транспортных средств с регистрационного учета регулируется постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденными приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, утратившими силу с 06.10.2018.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
На основании Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация автотранспортных средств устанавливается не в целях регистрации прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, то есть государственная регистрация автомототранспортных средств является административным актом, носящим характер разрешения на безопасную техническую эксплуатацию транспортного средства, и с возникновением права собственности не связана.
Из приведенных норм следует, что право собственности на транспортное средство возникает из сделок, а не в связи с осуществлением регистрационных действий с транспортным средством, поэтому регистрация и снятие автомобиля с регистрационного учета носит учетный характер, осуществляемый на основании заявления заинтересованного лица и не являются основанием возникновения и прекращения права собственности на него.
Статьей 38 НК РФ установлено, что объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи).
Постановлением Правительства РФ N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" в качестве основания для снятия транспортного средства с учета предусмотрено прекращение права собственности на транспортное средство (абз. 2 п. 3).
Из смысла указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что прекращение права собственности на транспортное средство влечет его снятие с учета, а при ликвидации объекта налогообложения, в том числе ввиду реализации судебным приставом-исполнителем автомобиля (объекта транспортного налога) в качестве лома металла в ходе совершения исполнительных действий, прекращается обязанность по уплате соответствующего налога, и налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налога.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что административный ответчик Сергеев А.А. не является плательщиком транспортного налога в отношении автомобиля ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак Р138ОВ64, за период с 2014 по 2016 годы, в связи с тем, что указанное имущество прекратило свое существование в качестве объекта налогообложения, предусмотренного ст. 38 НК РФ.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области к Сергееву А.А, о взыскании задолженности по налогу и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 01.04.2019.
Судья