Дело № 2-58/2022 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Некрасовское 09 марта 2022 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к ФИО1 о проведении межевания, определении границ земельных участков, организации технического учета и паспортизации,
у с та н о в и л:
ФИО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности по организации землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами «<адрес>» и «<адрес>»; по организации технического учета и паспортизации в отношении указанных автомобильных дорог, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что ФИО проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги сообщением ФИО2 на участке от <адрес> до <адрес>. Установлено, что в перечень автомобильных дорог <адрес> муниципального района, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, включена автомобильная дорога «ФИО10», идентификационный номер № протяженностью 2,41 км., IV категории, группа эксплуатационной значимости - В-2, и автомобильная дорога «ФИО2», идентификационный номер № протяженностью 1,557 км., IV категории, группа эксплуатационной значимости - Г-2. Согласно указанному перечню данные автомобильные дороги полностью не соответствуют нормативным требованиям.
В ходе проверки установлено, что земельные участки, по которым проходят автомобильные дороги «ФИО10» и «ФИО2», не отведены, не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано, в отношении рассматриваемых автомобильных дорог технический учет и паспортизация не проведены.
По результатам проверки по жалобе граждан ФИО в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого каких-либо конкретных эффективных мер принято не было.
В настоящее время земельные участки для эксплуатации автодорог не сформированы, частично относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, дороги имеют низший тип дорожной одежды, неукрепленное грунтовое покрытие с низкой прочностью, отсутствие водоотведения, по информации органа ГИБДД местами затруднен проезд колесных транспортных средств, что является нарушением требований федерального законодательства.
Изложенные недостатки нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное и комфортное передвижение, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе посредством невозможности оказания экстренной помощи.
В судебном заседании ФИО ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, по поводу того, что часть дороги проходит по землям ФИО5 пояснил, что в данном случае это не препятствует межеванию данного земельного участка, есть множество механизмов, в частности, установления публичного сервитута, изъятия земель для муниципальных нужд. Относительно отзыва администрации пояснил, что зарегистрирован сам факт наличия дороги, а межевание дороги не проведено, схемы дороги нет. Не возражал относительно увеличения срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, из поступившего отзыва на исковое заявление следует, что против удовлетворения требований о возложении на ФИО1 обязанности по проведению межевания и определению границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой «ФИО2», возражает в части, в связи с частичным расположением дороги в границах земельного участка, находящегося в частной собственности); в отношении иных требований просит вынести законное и обоснованное решение со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указывает, что в отношении автомобильной дороги «ФИО10» осуществлен кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый номер №. Согласно сведениям ЕГРН право собственности в отношении указанной дороги зарегистрировано за Некрасовским муниципальным районом, регистрационная запись №, дата внесения записи ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок под указанным сооружением не сформирован, автомобильная дорога проходит по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В отношении автомобильной дороги «ФИО2» кадастровый учет до настоящего времени не осуществлен в связи со следующими обстоятельствами. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был подготовлен технический план сооружения в связи с созданием автомобильной дороги (поскольку из ответов ГКУ <адрес> «Государственный архив <адрес>» и архивного отдела ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ следовало, что сведений о дороге «ФИО2» не имеется. Данная дорога была включена в реестр объектов муниципальной собственности на основании Федерального закона № 131-ФЗ, постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сооружения ДД.ММ.ГГГГ были приняты <адрес> филиалом ГАУ <адрес> «МФЦ». ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> было вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права. Основанием послужили противоречия между сведениями, содержащимися в представленном техническом плане, и кадастровыми сведениями (образующийся объект недвижимости не попадает в кадастровый квартал, обозначенный в тех. плане). Из данных Публичной кадастровой карты Росреестра усматривается, что объект недвижимости дорога «ФИО2» частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № который в соответствий с данными ЕГРН находится в частной собственности. Учитывая изложенное, проведение межевания земельного участка, занятого автодорогой «ФИО2» представляется возможным лишь в части: неразграниченной государственной собственности. Проект Решения Думы <адрес> муниципального района «О бюджете <адрес> муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов», планируемый к принятию на заседании Думы <адрес> муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе лимитов бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий, поименованных в просительной части искового заявления. Отсутствуют также и основания рассчитывать на дополнительные поступления в бюджет и (или) на сокращение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Учитывая изложенное, осуществление мероприятий в срок, избранный ФИО (до ДД.ММ.ГГГГ), является заведомо неисполнимым. В связи с изложенным обстоятельством, просит суд рассмотреть вопрос о предоставлении срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание третьи лица представители ФИО11, ФИО29, ФИО8 внешний управляющий ФИО8 ФИО6, не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили.
Суд, выслушав ФИО, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии с требованиями п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 30 июня 2014 года № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является полномочием поселения. Аналогичное полномочие органов местного самоуправления поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении - изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района, в числе прочих, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как объект транспортной инфраструктуры, автодорога должна включать в себя земельный участок в границах полосы для ее отвода. Признавая объект автомобильной дорогой местного значения и общего пользования, необходимо решить вопрос об отводе земельного участка, предназначенного для муниципальных нужд, по которому дорога будет проходить.
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно требованиям ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В силу требований п.п. 4.2.1 и 4.2.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 1004-ст, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами проверки ФИО по коллективному обращению жителей <адрес> о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги сообщением ФИО2 на участке от ФИО9, что в реестре автомобильных дорог <адрес> муниципального района <адрес> включены: автомобильная дорога «ФИО10», идентификационный номер № протяженностью 2,41 км., IV категории, группа эксплуатационной значимости - В-2, и автомобильная дорога «ФИО2», идентификационный номер № протяженностью 1,557 км., IV категории, группа эксплуатационной значимости - Г-2. В отношении указанных автодорог мероприятия по межеванию, кадастровому учету, паспортизации, оценки технического состояния не проводились.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором БДД ОГИБДД ФИО11 ФИО4 составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «ФИО2» из которого следует, что на участке указанной автодороги (идентификационный номер №, 4 категории, межевание автодороги, согласно сведений публичной кадастровой карты, и данных КУМИ, не проведено), <адрес>, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: имеющийся участок «самонакатанной» дороги протяженностью 1,557 км (от <адрес> до <адрес>, частично проходящей по землям сельхозназначении) имеет низший тип дорожной одежды, неукрепленное грунтовое покрытие с низкой прочностью, отсутствие водоотвода. По данной дороге в настоящее время местами затруднен проезд на колесных транспортных средствах из-за переувлажнения поверхностными водами и размыва земляного полотна, наличия келейности. Фактически дорога отсутствует. Имеются нарушения п. 5.2.4. ГОСТ 33220-2015, разделов 6, 7 СНИП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» Актуализированыая редакция, зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 34.13330.2012, п.21 Перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО в адрес ФИО1 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о дорожной деятельности, по результатам рассмотрения которого каких-либо конкретных эффективных мер принято не было.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены дороги, предъявляются особые требования, в том числе в сфере транспортной безопасности, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО и обязывает ответчика, учитывая доводы изложенные в отзыве, мнение прокурора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать землеустроительные кадастровые работы путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами «ФИО10» и «ФИО2»; организовать технический учет и паспортизацию в отношении указанных автомобильных дорог.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО удовлетворить.
Обязать ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать землеустроительные кадастровые работы путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами «ФИО10» и «ФИО2»; организовать технический учет и паспортизацию в отношении автомобильных дорог «ФИО10» и «ФИО2».
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд.
Судья Е.Ю. Шихова