Дело № 2а-1504/2020
УИД 54RS0010-01-2020-000678-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2020 года г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Кузнецовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, МКП «Горэлектротранспорт» о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л:
Истец прокурор Центрального района г. Новосибирска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, просит возложить на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска обязанность устранить отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на пересечении ул. Ядринцевская и ул. Мичурина (в районе дома № 3 по ул. Мичурина).
Представитель административного истца - помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Коваленко И.В., действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено МКП «Горэлектротранспорт», в качестве заинтересованного лица – мэрия г. Новосибирска.
Представители административных ответчиков - департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, МКП «Горэлектротранспорт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не представили.
Представитель заинтересованного лица – мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
23 января 2020 года прокуратурой Центрального района г. Новосибирска с привлечением государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Центрального района г. Новосибирска, в ходе которой установлено: на пересечении ул. Ядринцевская и ул. Мичурина (в районе дома № 3 по ул. Мичурина) головка рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, отклонена относительно покрытия более, чем на 2 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от 23 января 2020 года (л.д. 4), информацией ГИБДД о нарушениях обязательных требований при осуществлении дорожной деятельности (л.д. 5-7), фотографией (л.д. 8).
В силу пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии с соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017.
Не допускается отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, более 1 см (таблица 5.3 п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1, 6, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 654 учреждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Согласно п. 1.1 Положения департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска является структурным подразделением мэрии г. Новосибирска и осуществляет полномочия мэрии г. Новосибирска в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории г. Новосибирска.
Согласно п. 2.1 Положения к основным задачам Департамента относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Положения основными функциями Департамента являются совместно с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, дорожными и иными заинтересованными организациями разработка программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также мероприятий по их реализации.
Пунктом 6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новосибирска.
Таким образом, обязанность по организации работ по содержанию дорог местного значения в силу закона возложена на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
Приказом департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска от 26 сентября 2017 года № 164-од разделены полномочия по содержанию трамвайных путей между дорожно-эксплуатационными учреждениями сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (дорожно-эксплуатационные учреждения и муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротрансопрт»).
Согласно п. 1.1.1 Приказа дорожно-эксплуатационные учреждения осуществляют ремонт и обслуживание пешеходных переходов, асфальтобетонного и штучного (брусчатка, железобетонные плиты и др., за исключением чугунного межрельсового настила) дорожного покрытия трамвайных путей, расположенных в одном уровне с проезжей частью автомобильных дорог, а также в местах пересечения трамвайных путей с внутриквартальними проездами, используемых для движения по ним автомобильного транспорта, и контроль за их техническим состоянием.
Согласно п. 2.1.1 Приказа МКП «ГЭТ» осуществляет ремонт и обслуживание асфальтобетонного и штучного (брусчатка, железобетонные плиты и др.) дорожного покрытия трамвайных путей, не предназначенного для движения по нему автомобильного транспорта, а также чугунного межрельсового настила на пересечениях автомобильных дорог с трамвайными путями.
Из представленной в материалы дела фотографии усматривается, что трамвайный путь выполнен как совмещенный с дорожным полотном автомобильной дороги (л.д. 8).
Поскольку Положением о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 № 654, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложено на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленному требованию о возложении обязанности устранить отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на пересечении ул. Ядринцевская и ул. Мичурина (в районе дома № 3 по ул. Мичурина) является департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
Поскольку на момент рассмотрения административного спора, ДТиДБК мэрии г. Новосибирска не приняты меры по надлежащему устранению выявленных нарушений требований ГОСТ на указанном участке проезжей части, доказательств обратному суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокуратуры Центрального района г. Новосибирска к административному ответчику - ДТиДБК мэрии г. Новосибирска.
В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Не изменяя административные исковые требования по существу административного иска, суд полагает, что они на основании вышеизложенных полномочий ДТиДБК мэрии г. Новосибирска подлежат уточненному изложению в виде возложения на данного административного ответчика обязанностей по организации мероприятий по приведению участка дороги в соответствие с нормами ГОСТ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░ № 3 ░░ ░░. ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2020 ░░░░.