ДЕЛО №2-2085/2022
УИД: 42RS0007-01-2022-001059-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 25 июля 2022 год
Заводский районный суд г. Кемерово в составе
председательствующего судьи Быковой И.В.
при секретаре Дмитриченковой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к К. о взыскании незаконно полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ГКУ ЦЗН адрес обратилось в суд с иском к К. о взыскании незаконно полученных денежных средств.
Требования обоснованы тем, что К. (ответчик) обратился в ГКУ ЦЗН адрес с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного и предъявила все необходимые для этого документы, предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ регламентирующим деятельность органов службы занятости. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения, включая расходы на выплату пособий по безработице, производятся за счет средств государственного бюджета. В связи с отсутствием подходящей работы ответчику был присвоен статус безработного и назначено пособие по безработице. При постановке на учет ответчику были разъяснены права и обязанности безработного, о чем имеются его личные подписи в карточке учета безработного, на листке с перечнем обязанностей безработного и заявлении о назначении пособия по безработице, в том числе, его обязанность незамедлительно информировать службу занятости о своих действиях по трудоустройству, сообщать обо всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице. Ответчик, вставая на учет в ГКУ ЦЗН адрес предоставил справку № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что ответчик относился к категории детей-сирот и отсутствием документов о своей трудовой деятельности, ему было назначено пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в адрес. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил пособие в сумме 190250,37 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчик на основании приказа был снят с учета в связи с отказом от посредничества органов службы занятости. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦЗН адрес был направлен запрос в Управление образования администрации адрес о проверке подлинности справки о том, что ответчик относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно полученного ответа, справка на ответчика Управлением образования администрации адрес не выдавалась. Истец указывает, до настоящего времени ответчиком незаконно полученные денежные средства не возвращены.
Истец просит суд взыскать с К. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения адрес незаконно полученные денежные средства в размере 190250,37 рублей.
Представитель истца ГКУ ЦЗН адрес, ответчик К. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не представили причин уважительности своей неявки, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, считая их извещенными надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Правовое значение для предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице (ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации»).
Выплата пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (п. 2 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 34.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 34.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 настоящего Закона.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К. обратился с письменным заявлением в ГКУ «Центр занятости населения адрес», в котором просил зарегистрировать его в целях поиска подходящей работы и в дальнейшем при невозможности предоставления органами занятости подходящей работы- в качестве безработного. Назначенную выплату пособия по безработице просил перечислять на его лицевой счет № (л.д. 8, 9).
В заявлении ответчик К. указала, что:
- не имеет трудовой книжки;
- не работает по трудовому договору (контракту), по договору гражданско-правового характера, не имеет никакой иной оплачиваемой работы (службы);
- не занимается предпринимательской деятельностью;
- не обеспечивает себя дополнительной работой самостоятельно;
- не проходит очный курс обучения в образовательном учреждении, в том числе на курсах за свой счет (на платной основе);
- не получает пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- не назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению), либо досрочная пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона о занятости.
При постановке на учет ответчику К. также были разъяснены права и обязанности безработного, о чем имеются его личные подписи в карточке персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы № от ДД.ММ.ГГГГ и в заявлении на листке с перечнем обязанностей безработного, в том числе, его обязанность незамедлительно информировать службу занятости о своих действиях по трудоустройству, сообщать обо всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице (л.д. 6-8).
Судом также установлено, что к указанному заявлению К. была приложена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная заместителем начальника Управления образования администрации адрес сроком на 6 месяцев (л.д.12), согласно которой К. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании представленных К. документов, включая справку № от ДД.ММ.ГГГГ, К. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом ГКУ Центр занятости населения адрес № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Приказом ГКУ Центр занятости населения адрес № от ДД.ММ.ГГГГ, К. назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ на срок 6 месяцев, в размере 31713,30 рублей (л.д. 10).
Приказом ГКУ Центр занятости населения адрес № от ДД.ММ.ГГГГ К. снят с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказов от посредничества органов службы занятости (л.д. 11).
Также установлено, что в связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, содержащихся в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Центр занятости населения адрес ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос заместителю начальника управления образования администрации адрес, в котором просило проверить факт отнесения К. согласно справке к числу лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13).
Их сообщения управления образования администрации адрес от ДД.ММ.ГГГГ следует, что справка № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая отнесение к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, К. не выдавалась (л.д. 14).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ГКУ Центр занятости населения адрес, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К. было выплачено пособие по безработице в размере 190250,37 рублей (л.д. 5).
Анализируя собранные по делу доказательства, судом бесспорно установлено, что на момент обращения в службу занятости К. не являлась лицом, имеющим статус сироты, поскольку согласно информации управления образования администрации адрес справка о подтверждении отнесения К. к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выдавалась, что является основанием для удовлетворения исковых требований частично, в связи с необоснованной выплатой, исходя из статуса сироты, пособия по безработице К.,
Ответчик в судебное заседание не явилась, не представила доказательств обратного.
Письменными доказательствами, представленными истцом, подтверждается, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ К. было назначено пособие по безработице продолжительностью выплаты 6 месяцев в размере средней заработной платы на дату признания безработным. Фактически выплачено 190 250,37 рублей, при установленном факте отсутствия выдачи справки К., подтверждающей его статус сироты.
Суд, руководствуясь положениями ст. 3, 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приходит к выводу о том, что ответчик должен был получать пособие по безработице в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» О занятости населения В Российской Федерации» ( ред. От ДД.ММ.ГГГГ) в размере минимальной величины пособия по безработице, которое согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом районного коэффициента составляло 1105,00 в месяц и не могло превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Указанное подтверждается пояснениями истца и не оспорено ответчиком.
С учетом изложенного, суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию незаконно полученное пособие в размере 183 620,37 рублей, составляющего разницу между пособием в повышенном размере и пособием в размере 6 630,00 рублей, которое подлежало выплате К. как гражданину, впервые ищущему работу.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче искового заявления, в размере 4 872,41 рублей из расчета (183620,37 -100 000,00)*2%+ 3200.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 183 620,37 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 872,41 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░.