дело № 2-81/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРРСЃ. Брейтово 20 сентября 2019 РіРѕРґР°
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., с участием прокурора Комарова С.Р., представителя ответчика Кругловой Е.А., при секретаре Беляевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брейтовского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ и регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем в <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Брейтовского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным выше иском. Требования мотивированы тем, что Брейтовской районной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требования указанного законодательства. Проверкой установлено, что на территории Брейтовского сельского поселения находится действующее место захоронения- общественное кладбище в <адрес>, которое включено в реестр муниципального имущества, утвержденный постановлением администрации Брейтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное общественное кладбище является открытым, действующим, находится в ведении администрации Брейтовского сельского поселения, содержание мест захоронения осуществляется за счет средств бюджета указанного муниципального образования. Границы земельного участка, занятого общественным кладбищем, не определены, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют. Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения и содержанию мест погребения предъявляются особые требования, в том числе санитарные и экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Отсутствие в ЕГРН описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно- эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области №36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 ч.1 того же Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, установлены санитарные и экологические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 г. №688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ч. 7 ст. 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч. 4 ст. 1, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В судебном заседании прокурор Комаров С.Р. иск поддержал по тем же основаниям, иск уточнил в соответствии с вышеизложенной формулировкой.
Представитель ответчика по доверенности Круглова Е.А. исковые требования признала. Пояснила, что расположенное в <адрес> кладбище входит в состав имущества Брейтовского сельского поселения, расположено на земельном участке, границы данного земельного участка не установлены, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В настоящее время необходимо провести кадастровые работы по установлению границ земельного участка, занятого кладбищем, и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок.
Третьи лица администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области в суд своих представителей не направили.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, находит иск прокурора обоснованным в силу следующего.
Как следует из представленных доказательств на территории Брейтовского сельского поселения, в <адрес> размещено общественное кладбище, которое включено в реестр муниципального имущества данного поселения постановлением администрации Брейтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, декларированная площадь земельного участка <данные изъяты> кв. м., сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения о правах отсутствуют.
П.п.9 п. 4 ст. 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 9 ч. 1 п. 16 Устава Брейтовского сельского поселения к полномочиям Брейтовского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно ст. 25 ч.1 того же закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 25 ч. 1 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции и реставрации ( в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида организационно-правовых форм и форм собственности.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при захоронении умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
При таких обстоятельствах, заявленный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести землеустроительные кадастровые работы, осуществить государственную регистрацию права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Брейтовский районный суд.
Судья Р.В. Савельев
Решение изготовлено 25.09.2019 г.