Дело № 2-4519/2019 10 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Звягина И.В.,
при секретаре Трофимовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по иску военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,
установил:
военный прокурор Северодвинского гарнизона обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В обоснование требований указал, что ответчик является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты. Так, за ответчиком на праве оперативного управления закреплена котельная инвентарный номер ....., расположенная по адресу: <адрес>. Здание котельной возведено в 1951 году, срок службы которой в настоящее время истек, однако ответчик эксплуатирует данный объект. При этом в здании котельной находится оборудование, которое работает под давлением более 0,07 МПа и при температуре воды более 115 градусов Цельсия. В соответствии с пунктом 410 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности: а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; б) в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения. В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Поскольку ответчик является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в силу названных правовых норм, он обязан обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении указного производственного объекта. Неисполнение ответчиком данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем, просил суд обязать ответчика в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу заключить с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, договор на проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении котельной инвентарный номер ....., расположенной по адресу: <адрес> и обязать ответчика совместно с указанной организацией провести экспертизу промышленной безопасности в отношении указного производственного объекта в течение двух месяцев с момента заключения договора (л.д.4-7).
Уточнив требования, просил суд обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении котельной инвентарный номер ....., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.42-43).
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Варушин М.В. требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика Ткачёв А.А. в судебном заседании просил суд в удовлетворении иска отказать по мотивам того, что начальником ЖЭКО № 4 в феврале 2019 года начальнику филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного флота на территории Архангельской области направлена информация о потребности в денежных средствах, необходимых для проведения экспертизы. Однако до настоящего времени денежных средств не выделено.
Представитель третьего лица – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.77).
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03 апреля 2017 года № ..... за ответчиком на праве оперативного управления закреплено здание котельной инвентарный номер ....., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.55-57,58-61), здание котельной построено и введено в эксплуатацию в 1953 году, в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа и температуре нагрева воды более 115 градусов, проектная документация на здание котельной отсутствует.
В настоящее время ответчик эксплуатирует здание котельной и находящееся в ней оборудование.
Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснениями сторон, никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с Приложением № 1 к указанному Федеральному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 410 «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116, здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Поскольку в здании указанной котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа и температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, в силу названных правовых норм, данное здание относится к опасным производственным объектам.
Ответчик является организацией, эксплуатирующей указанный опасный производственный объект.
Из материалов дела видно, и это никем не оспаривается, что в отношении указанного здания отсутствует проектная документация.
Следовательно, в силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ответчик обязан обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении указанного объекта.
Однако до настоящего времени экспертиза промышленной безопасности в отношении здания указанной котельной не проведена.
Доказательств того, что ответчиком совершены действия, направленные на обеспечение проведения указанной экспертизы, материалы дела не содержат.
Факт направления начальником ЖЭКО № 4 Архангельский информации о потребности в денежных средствах, необходимых для проведения экспертизы, не свидетельствует о том, что ответчиком совершены указанные действия (л.д.79).
До настоящего времени контракт с организацией, имеющей лицензию на проведение указанной экспертизы, ответчиком не заключен.
Неисполнение ответчиком данной обязанности, по мнению суда, влияет на безопасность неопределенного круга лиц, которые могут находиться рядом с опасным производственным объектом, создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций и происшествий.
В связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные военным прокурором требования и возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности котельной инвентарный номер ....., расположенной по адресу: <адрес>.
При этом, в соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности – четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности котельной инвентарный номер ....., расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Звягин
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2019 года