Дело № 2-928/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порубовой О.Н.
при секретаре Бауэр О.В.
с участием представителя заявителей Макаренко О.Н. (доверенность № на срок ..., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ на срок ...),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Сонькина М.А., общества с ограниченной ответственностью ... о признании бездействия Мэра г. Томска незаконным, возложении обязанности утвердить типовую форму договора купли-продажи земельных участков,
установила:
Сонькин М.А., общество с ограниченной ответственностью ... (далее- ООО ...) обратились в суд с заявлением о признании бездействия Мэра г. Томска незаконным, возложении обязанности утвердить типовую форму договора купли-продажи земельных участков.
В обоснование требований указали, что решением Думы г. Томск № 168 от 22.05.2002 утверждено Положение «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством», согласно которому на Мэра г. Томска возложена обязанность утвердить типовую форму договора купли-продажи земельных участков. Однако до настоящего времени данная обязанность им не исполнена, что нарушает права заявителей, поскольку заявители не могут заключить договор купли-продажи земельного участка, что влечет привлечение их к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ- использование земельного участка без правоустанавливающих документов.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителей Макаренко О.Н. требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении и в письменных пояснениях.
Из отзыва на заявление представителя заинтересованного лица Мэра г. Томска Р. следует, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствие типовой формы договора купли-продажи земельного участка права заявителей не нарушает, типовые формы договоров носят рекомендательный характер и не гарантируют заключение договора на указанных в типовой форме условиях. Полагает, что п. 2.6 Положения «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством», утв. решением Думы г. Томск № 168 от 22.05.2002 не соответствует требованиям п.4 ст. 426 ГПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, главы 25 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с ч.5, ч.6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со ст. 25 Устава г. Томска в структуру органов местного самоуправления входят Дума г. Томска, Мэр г. Томска, администрация г. Томска.
Согласно п.п. 1.35 п.1 ст. 40 Устава г. Томска администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Думы г. Томск № 168 от 22.05.2002 утверждено Положение «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством».
В соответствии с п.2.5, п. 2.6 Положения основанием для предоставления прав на земельные участки, за исключением земельных участков под нестационарными объектами мелкорозничной торговли, являются постановления администрации г. Томска и заключенные на их основании договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования.
Договоры купли-продажи от имени муниципального образования город Томск подписывает Мэр г. Томска.
Типовая форма договора купли-продажи земельных участков утверждается Мэром города Томска.
Порядок заключения договора купли-продажи недвижимости, в том числе земельного участка, регламентирован в параграфе 7 главы 30 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования ООО ..., Сонькина М.А., К., Щ. к администрации г. Томска. На администрацию г. Томска возложена обязанность завершить процедуру образования земельного участка по адресу: , общей площадью ... кв.м., предоставить в общую долевую собственность ООО ..., Сонькина М.А., К., Щ. земельный участок, находящийся под зданием и прилегающий к зданию, расположенному по адресу: , общей площадью ... кв.м. с учетом долей в праве собственности на здание.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Из пояснений представителя заявителей Макаренко О.Н следует, что до настоящего времени договор купли-продажи земельного участка между ООО ..., Сонькина М.А. и администрацией г. Томска не заключен, поскольку департамент управления муниципальной собственностью администрации г. Томска направляет в адрес ООО ..., Сонькина М.А. договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, вместо договора купли-продажи земельного участка в общую долевую собственность, которые по своей правовой природе различны, условия договора сторонами также не согласованы, что подтверждается представленной в дело перепиской.
Из ответов руководителя аппарата Думы г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, заместителя Мэра г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что типовая форма договора купли-продажи земельного участка не утверждена.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что не утверждение типовой формы договора купли-продажи земельного участка о бездействии Мэра г. Томска не свидетельствует, поскольку в соответствии с п. 2.6 Положения «О процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством», утв. решением Думы г. Томск № 168 от 22.05.2002, Мэр г. Томска утверждает типовую форму договора купли-продажи земельного участка, но не разрабатывает ее, сведений о том, что Мэр г. Томска уклоняется от утверждения разработанной типовой формы договора купли-продажи земельного участка не имеется.
Более того, отсутствие типовой формы договора купли-продажи земельного участка не влечет нарушение прав заявителей, поскольку типовые формы носят рекомендательный характер и не гарантируют заключение сторонами договора купли-продажи земельного участка на указанных условиях.
В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления Сонькина М.А., общества с ограниченной ответственностью ... о признании бездействия Мэра г. Томска незаконным, возложении обязанности утвердить типовую форму договора купли-продажи земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.