Дело № 12-18/2021
25RS0030-01-2020-001911-72
РЕШЕНИЕ
26 января 2021 года п. Славянка
Судья Хасанского районного суда Приморского края Швецова И.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя АО «Торговый порт Посьет» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 17.11.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО «Торговый порт Посьет»,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 17.11.2020 года юридическое лицо АО «Торговый порт Посьет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
С данным постановлением юридическое лицо не согласилось, в связи с чем представителем АО «Торговый порт Посьет» подана жалоба об отмене данного постановления, ссылаясь на то, что в данном случае имеются основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, в постановлении не указаны последствия, которые наступили или могли наступить в результате допущенных нарушений. Юридическим лицом приняты все меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, устранены просыпи угля и угольной пыли в районе подкрановых и ж/д путей на причальных сооружениях, проведена зачистка территории порта, прилегающей к стационарным местам хранения ТБО в районе автомобильных гаражей и на территории порта, от различных отходов и следов загрязнения нефтепродуктами.
Административный орган Дальневосточное межрегиональное управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащем образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Росморречфлота от 11.03.2016 года АО "Торговый порт Посьет" является оператором морского терминала морского порта Посьет, в соответствии с данным распоряжением данный оператор оказывает следующие услуги: погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; транспортно-экспедиторское обслуживание; водоснабжение судов с причала.
АО «Торговый пор Посьет» на праве собственности владеет земельным участком для размещения на территории порта площадью 138319 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> на котором располагаются производственные помещения порта, производственная площадка для перегрузки угля, а также на основании договора аренды №/ДО-09 от ДД.ММ.ГГГГ с ФГУП «Росморпорт» АО «Торговый порт Посьет» предоставлено во временное пользование и владения, принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт» объекты недвижимости: сооружение - причал N 1 длиной 147,3 м, шириной 20 м, общей площадью 2946 кв. м (лит. П), кадастровый (условный) №/П, причал N 2 длиной 6 м, шириной 20 м, общей площадью 2920 кв. м (лит. П1), кадастровый (условный) №/П1, причал N 3 длиной 146 м, шириной 20 м, общей площадью 2920 кв. м (лит. П2), кадастровый (условный) №/П2, местонахождение: <адрес>, залив Посьет, бухта Новгородская, сроком на 49 лет (пункты 1.1, 1.3 договора), на указанной территории осуществляется деятельность по перегрузке каменного угля по схеме «вагон-склад-судно».
Согласно п. 1.8.5 Соглашения о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения пгт. Посьет, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалки угля от 08.06.2018 года заключенного между Минтранс России, Росприроднадзором, Администрацией Приморского края, ФГУП «Росморпорт» и АО «Торговый порт Посьет», последнее обязуется применять судопогрузочные машины или, при использовании грейферов при погрузке угля на судно – использовать пологи и другие технические решения, позволяющие исключить попадания угля и угольной пыли в окружающую среду.
Как следует из материалов дела, 11.09.2020 года на основании решения заместителя Приморского транспортного прокурора, сотрудниками прокуратуры совместно с сотрудниками ФГУП «Росморпорт», АО «Торговый порт Посьет» производился осмотр, принадлежащих на праве собственности и переданных в аренду АО «Торговый порт Посьет», причалов № 1,2,3 морского порта Посьет, закрепленных за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, на предмет соблюдения АО «Торговый порт Посьет» санитарных и экологических норм и требований природоохранного законодательства, законодательства о безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта при перевалке угля на территории промышленной площадке порта.
В ходе осмотра установлено, что на территории порта в районе подкрановых и ж/д путей на причальных сооружениях имеются просыпи угля и угольной пыли, которые в дальнейшем попадая в водный объект могут повлечь его загрязнение, работы по очистке указанных территорий надлежащем образом не организованы.
Результаты осмотра сотрудниками, проводившими осмотр территории в морском порту Посьет, зафиксированы актом осмотра, произведена фотосъемка, фотоматериал приложен к акту осмотра и направлен в административный орган -Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Торговый порт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (постановление и.о. заместителя Приморского транспортного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно статье 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.
В силу части 2 статьи 56 ВК РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона N 261-ФЗ операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны: обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
В соответствии с п. 401 Технического регламента, утвержденного Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (ред. от 06.08.2020), территория перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов должна содержаться эксплуатантом в чистоте и систематически очищаться от горючих производственных и бытовых отходов. Освобождающаяся тара, упаковочный материал, металлическая стружка, промасленные обтирочные материалы и другие отходы должны удаляться в специально отведенные для этого места и своевременно утилизироваться.
Для обеспечения исполнения требований Технического регламента, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2018 №363 этан и введён в действие «СП 389.1326000.2018. Свод правил. Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта» (далее - 5S9.1326000.2018).
Согласно п. 4.5.3 СП 389.1326000.2018 в процессе переработки сыпучих и наволочных грузов во избежание засорения и загрязнения территории и акватории морского порта эксплуатирующая организация должна принимать меры, предотвращающие их просыпание.
В силу п. 4.5.5 СП 389.1326000.2018 открытые грузовые площадки, крановые и железнодорожные пути и дороги должны регулярно очищаться от мусора и грязи эксплуатирующей организацией.
Территория и акватории морского порта должны содержаться эксплуатирующей организацией в санитарном состоянии, отвечающем требованиям законодательства по охране окружающей среды (п. 4.5.7 СП - 1326000.2018).
Пунктом 4.5.10 СП 389.1326000.2018 предусмотрено, что в границах акватории морского порта и морского канала запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег мусор, отходы хозяйственной и производственной деятельности, а также нефтесодержащие жидкости, масла, жиры, ядовитые и вредные вещества в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Осуществляя работы по погрузке угля, АО «Торговый порт Посьет» является владельцем источника воздействия на окружающую среду обитания, уголь, который относится к опасным грузам, при перегрузке, попадая в водный объект, может оказать негативное воздействие на водный объект.
На основании ч. 1 ст. 68 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Вина Общества в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ подтверждается доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия АО «Торговый порт Посьет» квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение требований к охране водного объекта, установленных договором аренды в рамках выполнения мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения пгт. Посьет, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалки угля, которое может повлечь загрязнение окружающей среды.
В данном случае, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество, являясь профессиональным участником рынка, осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, должно проявить должную степень осмотрительности с целью соблюдения требований, в частности, природоохранного законодательства, для соблюдения условий договора водопользования. Такую осмотрительность общество не проявило. При этом, общество профессионально осуществляющее вышеуказанную деятельность обязано не только знать нормы природоохранного законодательства, но и обеспечить неукоснительное их соблюдение, а также предвидеть негативные последствия совершения или не совершения отдельных действий, принять разумные и адекватные меры к недопущению допустимого воздействия на водном объекте, находящимся в пользовании. Фактическое поведение общества свидетельствует о вине АО «Торговый порт Посьет» как юридического лица, не обеспечившего (при наличии реальных возможностей) должный уровень исполнения профессиональным участником рынка своих публично-правовых обязанностей.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения дела за малозначительностью совершенного правонарушения суд обоснованно не усмотрел, поскольку административное правонарушение имело место в сфере нарушений требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение и засорение.
Тот факт, что юридическим лицом были предприняты меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, в том числе и на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку их устранение происходило уже после возбуждения административного производства.
Порядок и срок давности привлечения АО «Торговый порт Посьет» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Основания для назначения наказания с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ по делу отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 17.11.2020 года в отношении АО «Торговый порт Посьет» -оставить без изменения, жалобу представителя АО «Торговый порт Посьет» - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение 10 суток с момента получения или вручения его копии.
Судья