Дело №
25RS0№-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 01 июля 2021г.
Ленинский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
с участием прокурора ФИО4
при ведении протокола помощником судьи ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо войсковая часть №, о взыскании задолженности по оплате труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах ФИО1 в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведенной проверки исполнения должностными лицами ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» требований законодательства в сфере оплаты труда, было установлено, что Министерством обороны Российской Федерации функции по фактическому начислению заработной платы и других выплат гражданскому персоналу экипажей судов переданы от работодателя (командира войсковойчасти) ФКУ «УФО МО РФ по ПК», которым, несмотря на издание командиром части, как работодателем, соответствующих ФИО2 о начислении денежных средств за работу в ночное время, такие выплаты производятся не в полном размере в нарушение требований трудового законодательства.
Период работы ФИО1 с февраля по декабрь 2020 года в ночное время оплачен ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в рабочие дни в размере 135% оклада, однако компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100% оклада; работа ночью в этот же период в выходные и праздничные дни оплачена в размере 135% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок; недоначисленная таким образом оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков.
Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате заработной платы составила 21 075,19 руб.
Обращение с исковым заявлением в суд в защиту прав и интересов истца обусловлено его личным заявлением, поступившим в военную прокуратуру Владивостокского гарнизона, из содержания которого следует, что заявитель самостоятельно в суд обратиться не имеет возможности, поскольку не имеет денежных средств на оплату услуг адвоката (представителя), а также не обладает юридическими познаниями для самостоятельной защиты своих интересов в суде.
ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Владивостокского гарнизона по фактам выявленных нарушений закона в адрес начальника ФКУ «УФО МО РФ по ПК» внесено представление.
Просил взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в пользу ФИО1 доплату за работу в ночное время в период с февраля по декабрь 2020 года в размере 21 075,19 руб. Обязать ФКУ УФО МО РФ по ПК» произвести перерасчет оплаты отпуска ФИО1
Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что ответчик обязан произвести перерасчет оплаты отпуска с учетом недоначисленных сумм за работу в ночное время. Исковые требования в уточнении не нуждаются.
Представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайствовал о привлечении соответчиком работодателя в/ч 20293.
Направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что Постановление №-П не может быть применено при рассмотрении настоящих требований, поскольку основано на иных обстоятельствах, отличных от обстоятельств настоящего дела, и расширительному истолкованию не подлежит. Компенсационный характер доплаты за работу в ночное время, начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приводит к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные ночное время. Истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда. Поскольку в спорный период работа в ночное время оплачена истцу посредством установления соответствующей доплаты в размере 35 процентов часовой ставки, что соответствует требованиям п.17 приложения № к ФИО2 №, пп. 6.6.3 Коллективного договора восковой части №ДД.ММ.ГГГГ-2022 гг., ст. 154 ТК РФ, у суда отсутствуют основания для взыскания с Учреждения в пользу истца заработной платы за работу в ночное время в большем размере. Требование истца в части перерасчет оплаты отпуска являются производным требованием от основных требований истца. Войсковая часть № в лице командира данной части по отношению к истцу является его работодателем, который в силу статьи 22 ТК РФ несет перед истцом ответственность за нарушение его трудовых прав, в том числе по установленному работодателем порядку начисления заработной платы работнику. К исковому заявлению не приложен расчет заявленных требований истца в части оплаты отпуска с учетом заявленных требований. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений не поступало.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Ходатайство о привлечении в/ч 20293 соответчиком по делу отклонено, поскольку именно на ответчика в соответствии с ФИО2 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» возложено обеспечение личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплаты.
Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст.21,22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Частью 5 ст.11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
ФИО2 положениям ч.1 ст.12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обороне" (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 377-ФЗ), личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании истец ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в должности матроса пожарного «ПЖК-82» войсковой части 20293, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по ПК».
В период с февраля по декабрь 2020 года истец на основании ФИО2 работодателя исполнял свои должностные обязанности, в том числе и в ночное время в выходные и праздничные дни, привлекался к исполнению обязанностей отсутствующего работника. Истцом отработано в ночное время 302 часа, что ответчиком не оспаривалось.
В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
ФИО2 ст.153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
ФИО2 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации” гражданскому персоналу установлен коэффициент за каждый час работы в ночное время в размере 35% часовой ставки (должностного оклада).
ФИО2 ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
ФИО2 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации” предусмотрены выплаты при совмещении профессий (должностей0. Зон обслуживания, увеличения объема работы или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в соответствии со ст. 151 ТК РФ, (п.13) с особенностями для членов экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливает плату в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
При этом, ФИО2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018г №-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст. 153 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами ФИО6, ФИО7, других», предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а, следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.
Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.Однако при такой системе оплаты труда тарифная часть в общей сумме заработной платы, как правило, не является преобладающей и применение одного лишь гарантированного данной нормой минимума (двойная дневная или часовая ставка, двойная часть оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени), без учета компенсационных и стимулирующих выплат, втех случаях, когда коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не предусмотрен иной, более высокий размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, означало бы, вопреки принципу равной оплаты за труд равной ценности и законодательно закрепленному требованию обеспечения работникам справедливой заработной платы, что за работу в выходной или нерабочий праздничный день работник будет получать оплату в меньшем размере, чем за работу в обычный рабочий день.
В порядке конкретизации закрепленного в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации общего правила применительно к различным - с точки зрения системы оплаты труда - категориям работников федеральный законодатель, обеспечивая реализацию конституционного права каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), предусмотрел для тех из них, кто получает оклад (должностной оклад), минимально необходимый размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, рассчитываемый, во-первых, исходя из установленного работнику оклада (должностного оклада) и, во-вторых, с учетом того, производилась ли работа в выходной или нерабочий праздничный день в пределах месячной нормы рабочего времени либо за ее пределами.
Вводя такое правовое регулирование, федеральный законодатель не мог не учитывать, что оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) может включать в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятноевоздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты), что свидетельствует об обоснованности требований истца о начислении оплаты труда с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе, за работу в ночное время.
Как следует из представленного истцом расчета, сумма задолженности по оплате труда перед ФИО1 составила 21 075,19 руб., которая и подлежит взысканию. Расчет произведен на основании данных учета рабочего времени и в соответствии с ФИО2 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 255 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ). Судом расчет проверен и признан верным.
Поскольку на ответчика в соответствии с ФИО2 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № возложено обеспечение личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплаты, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет оплаты отпуска ФИО1 правомерен и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо войсковая часть №, о взыскании задолженности по оплате труда, удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 доплату за работу в ночное время за период с февраля по декабрь 2020 года в размере 21 075,19 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2021г.
Судья Круковская Е.Н.