Дело № 2а-361/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года пгт Вурнары ЧР
Вурнарский районный суд Чувашской Республики -Чувашии в составе:
председательствующего судьи Кушниковой Н.Г.,
при секретаре Мироновой О.Н.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Уфукова С.В.,
представителя административного ответчика - главы Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики Григорьева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,
установил:
И. о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по обращению о постановке гидротехнического сооружения - плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике и совершению действий по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 3, статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 8 и 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ; об обязании администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке гидротехнического сооружения - плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного и обязать совершить действия по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.
Исковые требования и. о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики мотивировал тем, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики в мае-июне 2018 г, проведена проверка соблюдения законодательства о гидротехнических сооружениях, в ходе которого установлено, что на западной окраине <адрес> Чувашской Республики имеется гидротехническое сооружение - плотина, 1972 года постройки, которое настоящее время не имеет собственника или эксплуатирующей организации. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации (балансодержателя) гидротехнического сооружения приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности данного гидротехнического сооружения, что создает опасность аварий и чрезвычайных ситуаций. Статус вышеуказанного гидротехнического сооружения, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей, уничтожения имущества, нанесения ущерба окружающей среде. Невыполнение администрацией Большеторханского сельского поселения Вурнарского района меры по обращению в уполномоченный орган и регистрации плотины в качестве бесхозяйной и меры к принятию бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и последующему обеспечению его безопасной эксплуатации ставит под угрозу состояние окружающей среды, а также жизнь, здоровье и сохранность имущества неопределенного круга лиц, проживающих в районе гидротехнических сооружений - плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики. Со ссылкой на абз. 2, 3, 4 п.1 ст.3, ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», п.п. 8 и 23 п.1 ст.14, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 ГК РФ просит удовлетворить исковые требования.
Представитель административного истца - помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Уфуков С.В.. административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика глава Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Григорьев О.В. административные исковые требования признал и суду пояснил, что никакой документации на эту плотину не имеется. Плотина была построена совхозом «Колос», который был в последующем реорганизован и ликвидирован, а плотина осталась на территории Большеторханского сельского поселения и требует ремонта и вложений, на что у администрации денег не имеется.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела следует, что административный истец прокурор Вурнарского района Чувашской Республики обратился в Вурнарский районный суд Чувашской Республики с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц ДД.ММ.ГГГГ после того, как им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках проведенной ими проверки соблюдения законодательства о гидротехнических сооружениях ДД.ММ.ГГГГ, тем самым административный истец с административным исковым заявлением в суд обратился в установленный законом срок.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон №131- ФЗ) полномочиями по решению вопросов местного значения обладает местная администрация.
В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпунктам 8 и 13 пункта 1 статьи 7 Устава Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Большеторханского сельского поселения, а также создание условий для массового отдыха жителей Большеторханского сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и береговым полосам (л.д.15-38).
Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон №117 - ФЗ) определено понятие гидротехнического сооружения, куда входят: здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 3 Закона №117 - ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 названного ФЗ).
Из представленной администрацией Вурнарского района Чувашской Республики перечня гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельских поселений Вурнарского района Чувашской Республики, следует, что на территории Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики на западной окраине <адрес> находится плотина 1972 года постройки, которая требует капитального ремонта (л.д.10-14).
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют (л.д. 47).
В соответствии со ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Из справки, составленной старшим помощником прокурора Вурнарского района Чувашской Республики ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на территории района имеется 25 гидротехнических сооружений, в том числе 2 находящиеся в республиканской собственности. Из 25 гидротехнических сооружений, находящихся на территории района собственность не оформлена на 10 объектов. Администраций Большеторханского сельского поселения Вурнарского района не приняты меры по обращению в уполномоченный орган и регистрации плотины в качестве бесхозяйной и меры к принятию бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и последующему обеспечению его безопасной эксплуатации - плотины в <адрес> (л.д.33-41).
В данном случае, установленные статьей 9 Закона №117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорное гидротехническое сооружение расположено на территории Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики суд приходит к выводу, что необращение администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, требования и.о. прокурора о признании незаконным бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по обращению о постановке гидротехнического сооружения - плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике и не соответствующим требованиям статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 8 и 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ, об обязании администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке гидротехнического сооружения - плотины, расположенной на западной окраине <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для признания бездействия администрации не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», поскольку в нем определены лишь основные понятия, используемые в указанном Законе №117- ФЗ.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких - либо решений, совершения каких- либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая, что для постановки на учет спорного гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного необходимо подготовить соответствующие документы для чего потребуется время, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений, 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Разрешая заявленные и.о. прокурором требования опризнании незаконным бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по совершению действий по принятию указанного гидротехнического сооружения-плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики в муниципальную собственность и не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 3, статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 8 и 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ; об обязании администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района совершить действия по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1 "О судебной системе Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо- истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.
Таким образом, постольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска, орган местного самоуправления лишь правомочен на обращение в суд, а не обязан, то бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по совершению действий по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность нельзя признать незаконным, а возложение на администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорного гидротехнического сооружения нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований и.о. прокурора о признании незаконным бездействия администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по совершению действий по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 3, статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 8 и 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ и об обязании администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района совершить действия по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175, 177, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по обращению о постановке гидротехнического сооружения - плотины на западной окраине <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике - Чувашии незаконным и не соответствующим требованиям статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Обязать администрацию Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке гидротехнического сооружения - плотины на западной окраине западнее <адрес> Чувашской Республики, на учет в качестве бесхозяйного в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Г. Кушникова