Дело №а-182/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2018 года с.Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Срыбных И.А.,
при секретаре Прохоренко Ю.Н.,
с участием административного истца – заместителя прокурора Усть-Калманского района Удальцова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Усть-Калманского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и республике Алтай о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района в ходе проверки информации в сети Интернет установлен факт размещения сведений о незаконной пропаганде опасных способов движения (проезда) на железнодорожном транспорте. Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на Интернет-страницах: <адрес>
<адрес>
<адрес>
размещена информация - видеоролики, побуждающие и пропагандирующие деятельность «зацеперов», то есть лиц, осуществляющих проезд на железнодорожном и ином (метро, трамваи, поезда) транспорте запрещенным способом на непредназначенных для проезда частях подвижного состава, а также о способах и методах проезда на железнодорожном транспорте, создающих угрозу жизни и здоровью, оправдывающая указанное противоправное поведение, способах перепрыгивания (лазания) под движущимся железнодорожным составом.
Информация, содержащаяся на данных страницах, размещена в свободном доступе, для её просмотра не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имей, указателей страниц сайтов и сети «Интернет» и сетевых адресов».
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Следовательно, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению.
Распространение информации о деятельности зацеперов, правилах и способах рискованных действий, опасных для жизни, о передвижении зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способах избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, за осуществление которой предусмотрена административная ответственность, запрещено законом, в том числе через сети «Интернет». Информация размещена на Интернет-страницах сайта, зарегистрированного вне территории РФ.
Просит признать информацию, размещенную на Интернет-страницах: <адрес>
<адрес>
<адрес>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и республике Алтай Н.М. Саяпина, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, полагает возможным удовлетворить указанные в административном исковом заявлении требования, возражений по существу заявленных требований не имеет.
Суд, в силу ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Калманского района Удальцов В.В. исковые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.
Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи являются, согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в ходе проверки информации в сети Интернет установлен факт размещения сведений о незаконной пропаганде опасных способов движения (проезда) на железнодорожном транспорте.
Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что на Интернет - страницах по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
размещена информация - видео ролики, побуждающие и пропагандирующие деятельность «зацеперов», лиц, осуществляющих проезд на железнодорожном и ином (метро, трамваи, поезда) транспорте запрещенным способом на непредназначенных для проезда частях подвижного состава, а также о способах и методах проезда на железнодорожном транспорте, создающих угрозу жизни и здоровью, оправдывающая указанное противоправное поведение, способах перепрыгивания (лазания) под движущимся железнодорожным составом.
Информация, содержащаяся на данной странице, размещена в свободном доступе, для её просмотра не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в числе прочего, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Административная ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольную без надобности остановку поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде предусмотрена ч.1 ст.11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение, в том числе через сети «Интернет», информации о деятельности зацеперов, правилах и способах рискованных действий, опасных для жизни, о передвижении зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способах избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Информация размещена на Интернет-странице сайта, зарегистрированного вне территории РФ.
Заявленные требования не связаны с административным регулированием правовой деятельности данного Интернет-ресурса, как средства массовой информации, а направлены на контроль информации, размещаемой на указанном Интернет-ресурсе.
Таким образом, распространение указанной информация побуждает к совершению незаконных действий на территории Российской Федерации, что законодательно запрещено, следовательно, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Усть-Калманского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет - сайтах: <адрес>
<адрес>
<адрес>
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и республике Алтай для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Калманский районный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья И.А.Срыбных
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.