Решение по делу № 2-103/2024 от 26.02.2024

Дело № 2-103/2024

03RS0032-01-2023-002365-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Белая Глина                             18 марта 2024 года

Белоглинский районный суд Краснодарского края     в составе судьи Азовцевой Т.В., при секретаре Хорольской Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения к Гильмутдинову Салавату Радиславовичу о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

                    установил:

Представитель ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения обратился в суд с иском к Гильмутдинову С.Р. о взыскании незаконно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Гильмутдинов С.Р. с 01.03.2017 по 31.12.2020 состоял на учете в Филиале ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения (далее ГКУ РЦСПН) по Бирскому району и г. Бирску РБ и являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Гильмутдинов С.Р. получил субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 88 929,42 рублей за период с 01.10.2017 по 30.04.2019. Данную субсидию ответчик получил по адресу: <адрес>. Заявка на субсидию по ЖКУ была прекращена в декабре 2020 года по причине предоставления заявителем заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения ее размера. При предоставлении документов для назначения субсидии ответчик скрыл факт доходов своего отчима ФИО3, предоставив заявление-декларацию в которой указал, что ФИО3 трудовую книжку не заводил, на учете в Центре занятости населения не состоял, индивидуальным предпринимателем не является, имеет доход от продажи рыбы.Согласно данных системы межведомственного электронного взаимодействия МИФНС России № 33 по Республике Башкартостан был выявлен факт трудоустройства ФИО5 в период с 2016 по 2020 годы. Оказалось, что ФИО3 в 2016 году работал в <данные изъяты>», в 2017 году в ООО «<данные изъяты>» и <данные изъяты>», а так же в <данные изъяты>», в 2018 году ООО                             <данные изъяты>» и <данные изъяты>, в 2019 году <данные изъяты>», в 2020 году в <данные изъяты> и соответственно получал ежемесячный доход. При сдаче документов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги Гильмутдиновым С.Р. были предоставлены неполные сведения, и сокрыты сведения о работе отчима, в связи с чем, он незаконно получал субсидию на оплату ЖКУ, причинив своими действиями ущерб бюджету. Таким образом, ответчик умышленно скрывал доход отчима в течение 3 лет, не предоставив сведения о его доходах для определения субсидии, хотя при подаче заявления на предоставление мер социальной поддержки он был ознакомлен под роспись, что несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о достоверности сообщаемых им сведений. 20.10.2023 истец направил в адрес ответчика письмо с просьбой добровольно вернуть неправомерно выплаченные суммы, которое ответчиком оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика незаконно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 88 929,42 рублей, а так же государственную пошлину в размере 2 867,88 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

         Ответчик Гильмутдинов С.Р. уведомлялся судебной повесткой о дне и месте слушания дела 18.03.2024 г. в судебное заседание не явился, судебная повестка возвращена в суд с отметкой отделения почтовой связи «истек срок хранения».

В соответствии со ст. 165.1 ГПК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Поскольку достоверных доказательств неполучения судебной повестки по обстоятельствам, не зависящим от ответчика Гильмутдинова С.Р., в материалы дела не представлено, судебная корреспонденция считается доставленной ответчику, а он надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания 18.03.2024 г.

Кроме того, информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со ст. 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.

Третье лицо Апканиев А.Ф., надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 09.10.2017 Гильмутдинов С.Р. обратился в филиал ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан с заявлениями о назначении мер социальной поддержки, а именно субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив заявление декларацию отчима Апканиева А.Ф в качестве не работающего, приложив необходимые документы.

        Распоряжениями филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан Гильмутдинову С.Р. была назначена субсидия на ЖКУ: по заявлению от 09.10.2017 на период с 01.10.2017 по 31.03.2018 с учетом массового перерасчёта на общую сумму 25 103,35 рубля; по заявлению от 12.04.2018 г. на период с 01.04.2018 по 30.09.2018 с учетом массового перерасчёта на общую сумму 33 793,67 рубля; по заявлению от 03.10.2018 на период с 01.10.2018 по 31.03.2019 с учетом массового перерасчета на общую сумму 30 032,40 рубля, а всего на сумму 88 929,42 рублей.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

         Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.        В соответствии с п.п. "д" п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных в статье документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

        В силу п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

       Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761).

      Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 "в" Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761).

        В соответствии с п. 61 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 при наличии условий, указанных в пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           12.04.2018 ФИО3 предоставил в адрес ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ заявление о том, что он нигде по трудовому договору не работал и не работает, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 27).

           03.10.2018, 15.11.2018, 14.05.2019 Гильмутдинов С.Р. предоставил в адрес ГКУ РЦСПН по Бирскому району и г. Бирску РБ заявление-декларацию ФИО3 о том, что он имеет доход от ЛПХ 500 рублей ежемесячно, трудовая книжка (не заводилась) утеряна (л.д. 17,20,23).

        Справками 2-НДФЛ представленными МИФНС России № 33 по Республике Башкартостан подтверждается факт работы ФИО5 в период с 2016 по 2020 годы. Из указанных справок следует, что ФИО3 в 2016 году работал в <данные изъяты>», в 2017 году в <данные изъяты>» и <данные изъяты>», а так же в <данные изъяты>», в 2018 году <данные изъяты>» и <данные изъяты>», в 2019 году в ООО <данные изъяты>», в 2020 году в <данные изъяты> и являлся получателем заработной платы.

        При сдаче документов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги Гильмутдиновым С.Р. были предоставлены неполные сведения, и сокрыты сведения о работе отчима, в связи с чем, он незаконно получал субсидию на оплату ЖКУ.

       Таким образом, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

      В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

        Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

     Суд приходит к выводу, что ответчику в период с 01.03.2017 по 31.12.2020 необоснованно выплачивалась субсидия в размере, установленном без учета заработной платы ФИО3, а полученная Гильмутдиновым С.Р. сумма субсидии является неосновательным обогащением, поскольку ответственность за предоставление достоверных сведений и документов для назначения субсидии возлагается на получателя субсидии.

        При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что материалами дела подтвержден факт недостоверности сообщенных ответчиком сведений о размере дохода без учета дохода отчима ФИО3, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, не сообщил сведения о всех доходах членов семьи, о которых не мог не знать, что повлекло начисление субсидии, на которую ответчик не имел права.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы по оплате истцом государственной пошлины полежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения удовлетворить.

Взыскать с Гильмутдинова Саловата Радиславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> паспорт: <данные изъяты> в пользу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения ИНН незаконно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 88 929 рублей 42 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 867 рублей 88 копеек, а всего взыскать 91 797 (девяносто одну тысячу семьсот девяносто семь) рублей 30 (тридцать) копеек.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Белоглинский районный суд Краснодарского края.

Судья                                    Т.В.Азовцева

2-103/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Государтсвенное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения
Ответчики
Гильмутдинов Салават Радиславович
Другие
Апканиев Антон Филиппович
Суд
Белоглинский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
beloglinsk.krd.sudrf.ru
26.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Дело оформлено
02.05.2024Дело передано в архив
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее