Дело № 2-2435/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при секретаре Окуневой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Савицкого С. Н. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Савицкий С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании факта постоянного проживания по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 5, с 1988 года, признании права пользования жилым помещением – комнатой №, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, и обязании заключить договор социального найма. Требования мотивированы тем, что в связи с трудоустройством и работой истца в Балаклавском государственном рудоуправлении им. А.М. Горького с ДД.ММ.ГГГГ для постоянного проживания ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>. При вселении в жилое помещение по указанному адресу, он был зарегистрирован в комнате №, однако фактически проживал и проживает по настоящее время в комнате №. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №.1-48/02/22 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда» на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 5, в связи с тем, что заявителем представлен неполный пакет документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, а именно: не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем (членами его семьи) на условиях социального найма, в том числе надлежащим образом заверенная копия ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения. Помимо прочего, установлено, что вышеуказанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, поскольку распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> собственности города Севастополя» данное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. 5, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение (комната) общежития, а также установлено разночтение в документах относительно жилого помещения. Вместе с тем, Савицкий С.Н. полагает, что, несмотря на отсутствие документов, подтверждающих предоставление жилого помещения, он не может быть лишен права пользования им, поскольку данная квартира ему предоставлена на законных основаниях, в связи с чем истец был зарегистрирован по месту жительства по данному адресу. Савицкий С.Н. проживает в предоставленной квартире, добросовестно и открыто пользуется жилым помещением, в том числе оплачивает коммунальные услуги. За защитой своих прав истец обратился в суд.
Истец в судебное заседание, не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, направил заявление о рассмотрении в его отсутствие, требования просил удовлетворить в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, направил возражение, в котором просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении иска просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец с 25 марта 1988 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>
На основании распоряжения Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП, распоряжением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» здание по <адрес>, в городе Севастополе было передано на обслуживание Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного дома.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ общежитие по <адрес>, было включено в Реестр собственности города Севастополя и закреплено на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя».
ДД.ММ.ГГГГ между Савицким С.Н. и ГУПС «УК «Общежития Севастополя» заключен договор пользования жилой площадью в общежитии №, согласно которому истцу предоставлена бессрочно площадь в общежитии, расположенном в г. <адрес>
Согласно выписки из домовой книги квартиросъемщика ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения заявления Савицкого С.Н. Департаментом капитального строительства города Севастополя 25.08.2022 №5773/01-05-02.1-48/02/22 истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с тем, что заявителем представлен неполный пакет документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, а именно: не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем (членами его семьи) на условиях социального найма, в том числе надлежащим образом заверенная копия ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения; помимо прочего установлено, что вышеуказанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, поскольку Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04.12.2017 № 17174-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в Реестр собственности города Севастополя» данное жилое помещение, расположенное по адресу: №, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение (комната) общежития, а также установлено разночтение в документах относительно жилого помещения.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Так как истец был вселен в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 129 ЖК УССР на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер.
Таким образом, согласно ранее действовавшему на территории города Севастополя законодательству ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Как следует из материалов дела, регистрация истца по месту жительства в спорной комнате осуществлена в установленном законом порядке, что свидетельствует о том, что вселение истца в жилое помещение произведено на законных основаниях и не являлось самовольным.
При установленных обстоятельствах отсутствие ордера на занятие жилого помещения, не является основанием для отказа в заключении договора социального найма.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №1443-РДИ от 29.04.2016 жилой дом по <адрес>, включен в Реестр собственности города Севастополя, что также подтверждается актом приема передачи от 01.12.2016.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), Жилищный кодекс Российской Федерации не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации. В связи с этим, к отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежит применению статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как регулирующая сходные отношения.
Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, занимаемое истцом жилое помещение в общежитии, ранее находившееся на балансе АО «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького», на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было включено в Реестр собственности города Севастополя, постольку истец с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность приобрел право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, так как здание, в котором находится спорное помещение, утратило статус общежития в силу закона.
Учитывая изложенное, указание ответчиком на то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду является необоснованным и не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма с истцом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
То есть, в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.
Согласно п.п.7 п.3.1.2.7 Постановления Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП (ред. от 04.06.2020) "Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в содействии города Севастополя в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Севастополя, и гражданам - участникам жилищных программ (по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с ипотекой и иных сделок, установленных законодательством).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно ответчик наделен полномочиями по заключению договоров социального найма.
При установленных обстоятельствах суд приходит к убеждению, что отсутствие ордера либо иного документа на занятие жилого помещения не может свидетельствовать об отсутствии права истца на пользование данным жилым помещением по договору социального найма.
Каких-либо доказательств того, что спорное жилое помещение в настоящее время является служебным жильем, общежитием либо аварийным зданием суду представлено не было.
При этом, принимая во внимание письменные пояснения Ф.И.О., Ф.И.О., принимая во внимание иные доказательства по делу, суд приходит к убеждению о доказанности факта проживания истца по адресу: <адрес>, с 1999 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Савицкого С. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по адресу<адрес>, с 1999 года.
Признать за Савицким С. Н. право пользования жилым помещением - комнатой № в <адрес> в г. Севастополе на условиях социального найма.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Савицким С. Н. договор социального найма на комнату № в <адрес> в г. Севастополе.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01 декабря 2022 года.
Судья В.В. Казацкий