А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 ноября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Мотиной И.И.,
Подлесной И.А.,
при секретаре Затонском М.В.,
с участием
представителя ответчика Чупараковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Короховой Дарьи Сергеевны в интересах несовершеннолетнего Корохова Даниила Александровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда в Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 августа 2022 года,
у с т а н о в и л а:
в июле 2022 года Корохова Д.С. в интересах несовершеннолетнего ФИО12 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда в Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что является матерью ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения. 07.04.2022 ребенку установлена инвалидность. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети - инвалиды. С 01.01.2022 начал действовать беззаявительный порядок назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности. Пенсия и социальная выплата к ней, в том числе набор социальных услуг, назначаются со дня признания ребенком-инвалидом на основании данных Федерального реестра инвалидов ФРИ) без необходимости представления в Пенсионный фонд подтверждающих документов. Указанная социальная пенсия по инвалидности назначена ее сыну ФИО14 не со дня признания ребенком - инвалидом - 07.04.2022, а со дня регистрации его по месту жительства - с 24.05.2022. С таким решением Пенсионного фонда истец не согласна, поскольку истец и отец ребенка Корохов А.С. зарегистрированы и постоянно проживают в г. Симферополе, являются гражданами Российской Федерации, иного гражданства не имеют. Несовершеннолетнему ФИО15 менее 14 лет, родился он в г. Симферополе, его местом жительства является место жительства его родителей - <адрес>. Лечение и реабилитацию сын с рождения проходил в медицинских учреждениях г. Симферополя, прикреплен к детской поликлинике в г. Симферополе, с сентября 2019 года состоял в очереди в дошкольное учреждение г. Симферополя, в том числе, в связи с установлением инвалидности в льготной очереди, в настоящее время ему выдано направление в МБДОУ № 40 «Катюша», находящееся в г. Симферополе. Инвалидность также установлена в г. Симферополе. Поскольку ребенок постоянно с рождения проживает в Российской Федерации, никогда страну не покидал, назначение пенсии по инвалидности с даты его регистрации по месту жительства, а не с даты установления инвалидности, является нарушением закона и ущемляет права ребенка-инвалида. Пенсия по инвалидности - единственная выплата на ребенка ФИО16, поскольку истец в настоящее время находится в отпуске по уходу за младшим ребенком ФИО17. Просила установить факт постоянного проживания ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с рождения, в том числе на день признания ребенком-инвалидом 07.04.2022, на территории Российской Федерации; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Федерации по Республике Крым назначить и выплачивать ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ рождения, социальную пенсию по инвалидности со дня признания его ребенком-инвалидом, то есть с 07.04.2022.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 августа 2022 года установлен факт постоянного проживания ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на территории Российской Федерации на день признания его инвалидом 07.04.2022; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность назначить и выплачивать ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ рождения, социальную пенсию по инвалидности со дня признания его ребенком - инвалидом, то есть с 07.04.2022.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что Корохова Д.С., является законным представителем ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признанного ребенком-инвалидом с 07.04.2022.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, поступившей из государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», рассмотрело право на назначение социальной пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке в отношении ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Уведомлением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 26.04.2022 Короховой Д.С. отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности, поскольку у ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ рождения, не подтверждено наличие постоянного проживания на территории Российской Федерации.
25.05.2022 Корохова Д.С. подала заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности, предоставив свидетельство № № о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего ФИО25 с 24.05.2022.
По результатам рассмотрения заявления, решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 07.06.2022 ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ рождения, назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, с 24.05.2022.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что, согласно положениям подпункта 8 пункта 1 статьи 4, пункта 6 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия по инвалидности назначается нетрудоспособным гражданам, в том числе детям - инвалидам.
Частью 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Частью 1 статьи 23 Закона № 166-ФЗ определено, что социальная пенсия по инвалидности, предусмотренная настоящим Федеральным законом, назначается со дня признания ребенком-инвалидом, установления соответствующей группы инвалидности.
Согласно части 2 статьи 24 Закона № 166-ФЗ, перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» определено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства (место пребывания, место фактического проживания гражданина) на территории Российской Федерации, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н, необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктами 41, 43 Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
Согласно пункту 64 приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, постоянное проживание в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, имеющего подтвержденное регистрацией место жительства в Российской Федерации, подтверждается документами, предусмотренными пунктом 61 настоящего перечня, а в случае если гражданин Российской Федерации не имеет подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации, - документом, предусмотренным пунктом 63 настоящего перечня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости. В случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, социальной пенсии по инвалидности, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления в распоряжение этого органа из федерального реестра инвалидов сведений о признании лица инвалидом уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения социальной пенсии по инвалидности.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданином Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-АЯ №№, выданным Отделом регистрации рождения г. Симферополя Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
В справке МСЭ-2021 № № от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись о месте проживания лица, признанного инвалидом, а именно: <адрес>.
ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в Российской Федерации, его местом жительства является место жительства его родителей - <адрес>, что подтверждается свидетельством о рождении последнего, согласуется с паспортными данными Короховой Д.С. и Корохова А.С.
Лечение и реабилитацию с рождения ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проходил в медицинских учреждениях г. Симферополя, закреплен за детской поликлиникой в г. Симферополе, с сентября 2019 года состоял в очереди в дошкольное учреждение г. Симферополя, в том числе в связи с установлением инвалидности в льготной очереди, ему выдано направление в МБДОУ № 40 «Катюша», находящееся в г. Симферополе.
Инвалидность ребенку также установлена в г. Симферополе, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021 № № выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 1.
Короховой Д.С. представлено свидетельство № № о регистрации по месту жительства, согласно которому несовершеннолетний ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по <адрес>
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).
При этом, положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных истцом в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту жительства, которое при установлении юридически значимого обстоятельства для разрешения спора о назначении социальной пенсии по инвалидности, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право несовершеннолетнего на социальное обеспечение.
Пунктом 64 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н установлено, что в случае если гражданин Российской Федерации не имеет подтвержденного регистрацией места жительства в Российской Федерации, постоянное проживание в Российской Федерации гражданина Российской Федерации подтверждается документом, предусмотренным пунктом 63 настоящего перечня.
Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в силу пункта 63 Перечня, является его личное заявление.
Вместе с тем, учитывая, что с 01.01.2022 действует беззаявительный порядок назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности, документом, подтверждающим место фактического проживания Корохова Даниила Александровича, 26.04.2019 рождения, на территории Российской Федерации является выписка из акта освидетельствования, поступившая из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», в которой содержались сведения о месте проживания ребенка-инвалида.
Таким образом, вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место фактического проживания Корохова Даниила Александровича, 26.04.2019 рождения, на территории Российской Федерации соблюдены.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона № 6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ссылка на отсутствие у ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на момент поступления документов из федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» места жительства на территории Российской Федерации, противоречит требованиям Закона №166-ФЗ и приказа Минтруда России от 04.08.2021 № 538н.
Учитывая, что ответчик располагал документами, подтверждающими факт проживания ФИО33., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на территории Российской Федерации при обращении Короховой Д.С. с соответствующим заявлением, решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 07.06.2022 о назначении ФИО34 социальной пенсии по инвалидности с 24.05.2022 следует признать незаконным и возложить на ответчика обязанность назначить Корохову Д.А. социальную пенсию по инвалидности со дня признания его ребенком-инвалидом, то есть с 07.04.2022.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека. Реализация права ребенка-инвалида на пенсионное обеспечение не может быть поставлена в зависимость от наличия у него регистрации места жительства в Российской Федерации.
Нормы пенсионного законодательства не могут применяться в противоречии с Конституцией Российской Федерации, предоставляющей каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.
Доказательств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточно для назначения ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ рождения, социальной пенсии по инвалидности с 07.04.2022.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 30 ноября 2022 года.
Судьи: