Дело № 2а-5511/2017 06 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Кузьминой О.В.,
При секретаре Клочкове И.Д.
Представителей административного истца ТСЖ «Купчинское» Вейсмана Ильи Михайловича, Дубровского Андрея Владимировича
Представителя административного ответчика ГЖИ Санкт-Петербурга Горбовского Даниила Валерьевича
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Купчинское» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Купчинское» обратилось в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании предписания незаконным, ссылаясь на то, что 19 июля 2017 года Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в отношении ТСЖ «Купчинское» вынесено предписание № 06/9397-р, в котором административным органом были указаны следующие нарушения: в силу пп. «А» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года могут принять решение только органы государственной власти субъектов РФ. Соответствующее решение органом государственной власти субъекта РФ до настоящего времени не принято, соответственно плата за отопление должна начисляться по показаниям общедомовых приборов учета в отопительный период и подлежит внесению только в течение отопительного периода, кроме того в счетах отсутствуют данные об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предосталвенные в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный обьем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет и размеры площадей многоквартирного дома, применяемые для расчета платы за коммунальные услуги, т.е. нарушен п. 36, р. 37, п. 42_1, п. 69 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Срок исполнения предписания - 29.09.2017 г. Административный истец указывает, что, предписание № 06/9397-Р от 19.07.2017 г. является незаконным. Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услут собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Пункт 42(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусматривает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Согласно Протокола очередного общего собрания членов ТСЖ «Купчинское» от 22 апреля 2013г. собственники большинством голосов проголосовали «за» по определению порядка оплаты за отопление равными частями в течение 12 месяцев. Указанное решение общего собрания никем не обжаловалось и не отменялось, собственниками помещений исполняется полностью. Поставка тепловой энергии потребителям в жилом доме по <адрес> предоставляется на основании Договора теплоснабжения <№> от 01.07.2007г. заключенного между ОАО «ТЕК № 1» и ТСЖ «Купчинское». По состоянию на 19.07.2017 года обязательства по оплате услуг за поставку отопления в 2016-2017 году выполнены ТСЖ «Купчинское» в полном объеме, претензий по оплате от ПАО «ГТК № 1» не имеется. При таких обстоятельствах, административный истец считает, что при наличии согласия собственников многоквартирного дома о начислении услуги за «отопление» равными частями в течение 12 месяца, является правомерным. Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, в связи с оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц. При этом выдача предписание в силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ является одним из способов восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства. В связи с чем, обязанность по устранению выявленного нарушения может быть возложена только на лицо, виновное в нарушении. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4). Учитывая, что ТСЖ выполняло решение общего собрания по вопросу начисления платы за услуги «отопление», а возможность выбрать способ начисления платы установлен Пунктом 42(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предписание об изменении способа оплаты является незаконным. Административный истец просит признать незаконным предписание ГЖИ СПб №-06/9397-р от 19.07.2017 года.
Представитель административного истца ТСЖ «Купчинское», в судебное заседание явился, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГЖИ СПб, в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал, представил суду письменный отзыв по заявленным требованиям.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных суду материалов, 19.07.2017 года Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в отношении ТСЖ «Купчинское» вынесено предписание № 06/9397-р, в котором административным органом были указаны следующие нарушения: в силу пп. «А» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года могут принять решение только органы государственной власти субъектов РФ; соответствующее решение органом государственной власти субъекта РФ до настоящего времени не принято, соответственно плата за отопление должна начисляться по показаниям общедомовых приборов учета в отопительный период и подлежит внесению только в течение отопительного периода, кроме того в счетах отсутствуют данные об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предосталвенные в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный обьем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет и размеры площадей многоквартирного дома, применяемые для расчета платы за коммунальные услуги, т.е. нарушены п. 36, п. 37, п. 42.1, п. 69 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Срок исполнения предписания - 29.09.2017 года.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
В соответствии с п.п. 36, 37, 42.1, 69 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы; расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу; оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В платежном документе указываются, в том числе, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, суд приходит к выводу, что действующее законодательство не содержит запрета на оплату коммунальных платежей по услуге за отопление равными платежами в течение календарного года.
В силу ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением общего собрания членов ТСЖ «Купчинское» от 22.04.2013 года установлен порядок оплаты за отопление равными частями в течение 12 месяцев; указанное решение не обжаловано и вступило в законную силу.
Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введены части 6.3 и 7.1, согласно которым на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда (далее - наниматели жилых помещений) в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом или кооперативом либо управляющей организацией соответственно, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания приведенной нормы следует, что собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг и не противоречит действующему законодательству.
Способ исполнения обязательства устанавливается по соглашению сторон данного договора, который согласно подпункту "к" пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 должен включать условие о порядке, сроке и форме внесения платы за коммунальные услуги и может быть изменен только на основании решения общего собрания членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме как стороны этого договора.
Таким образом, право собственников и нанимателей жилых помещений вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива, полностью соответствует приведенным нормам жилищного законодательства и не нарушает права заявителя, поскольку закрепляет предусмотренный федеральным законом способ изменения обязательства по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива.
Поставка тепловой энергии потребителям в жилом доме <адрес> осуществляется на основании Договора теплоснабжения <№> от 01.07.2007 года, заключенного между ОАО «ТГК № 1» и ТСЖ «Купчинское»; обязательства по оплате услуг за отопление исполняются ТСЖ «Купчинское» в полном объеме, претензий по оплате указанных услуг не имеется.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административным ответчиком не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем, заявленные ТСЖ «Купчинское» требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 06/9397-░ ░░ 19.07.2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.12.2017 ░░░░.