Решение по делу № 12-17/2023 от 02.08.2023

Мировой судья Франчук Т.О. Дело № 12-17/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

7 сентября 2023 года          город Оленегорск

Судья Оленегорского городского суда Мурманской области Бахарева И.В., рассмотрев жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области Франчук Т.О. от 6 июля 2023 года № 5-126/2022 о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя правления товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество Куреньга-1» Шопова Ильи Александровича,

установил:

постановлением временно мирового судьи судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области Франчук Т.О. от 6 июля 2023 года № 5-126/2023 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя правления товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество Куреньга-1» Шопова И.А.

Не согласившись с указанным постановлением, начальника отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовикова В.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение мировым судьей норм материального права и недостаточным исследование обстоятельств дела.

В обоснование жалобы указывает, что изменение редакции статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», применяемой к отчетным периодам с 01 января 2023 года, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную законом обязанность по представлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды 2022 года, истекшие до 01 января 2023 года.

В судебное заседание представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председателя правления товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество Куреньга-1» Шопова И.А (далее – ТСН «СНТ Куреньга-1») Шопов И.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, об уважительности причин неявки не сообщил.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-126/2023, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с примечанием к статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ).

Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (в редакции Федерального закона от 07 октября 2022 года № 379, действовавшей по 31 декабря 2022 года) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех работающих у него лицах, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При этом, сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, которая утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 103п (документ утратил силу с 01 января 2023 года).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ устанавливает права и обязанности страхователя, в число которых входит обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Анализ приведенных выше положений закона, действовавших на момент события установленного мировым судьей правонарушения, позволяет прийти к выводу о том, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме, являлось поводом для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностных лиц (согласно примечанию к данной статье), состав которой образует невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в полном (достоверном) виде.

При этом, административная ответственность является реакцией правоприменителя на факт нарушения закона обязательного пенсионного страхования и призвана пресечь сам факт нарушения закона, побудить должностное лицо впредь должным и надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности.

Материалами дела установлено, что 18 января 2023 года ТСН «СНТ Куреньга-1» представлена форма СЗВ-М (исходная) за декабрь 2022 год на 2 человека, то есть за пределами срока, установленного положениями пункта 2.2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи отчетных документов.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом соответствующими формами отчётности СЗВ-М (исходная) и СЗВ-М (дополняющая).

Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении прекратил производство по указанному делу по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанной норме производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

При этом мировой судья исходил из того, что Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2022 года), содержит норму, улучшающую положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Однако с постановлением мирового судьи и содержащимися в нем выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Так, с 01 января 2023 года пункт 2.2 статьи 11, содержащий требования о предоставлении страхователями сведений в соответствующие подразделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исключен из текста указанного федерального закона. Вместе с тем, установлены иные сроки и порядок предоставления таких сведений.

В пунктах 1, 2, 3-6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2023 года, определены порядок, сроки предоставления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице.

Норма части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит бланкетный характер.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2016 года № 2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.

Из системного анализа положений Федерального закона № 27-ФЗ в редакциях, действовавшей до 1 января 2023 года и действующей с 1 января 2023 года, следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена, напротив, статьей 15 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть, установленном, в том числе, статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Норма части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, является действующей, не утратившей силу.

Вместе с тем, мировым судьей при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления вопреки указанным выше положениям применены положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон № 237-ФЗ не отменяет административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения» утверждена форма предоставляемых сведений в отношении зарегистрированного лица, а также порядок заполнения данной формы взамен формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), которая ранее представлялась страхователями в Пенсионный Фонд Российской Федерации ежемесячно.

Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.

Допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Шопова И.А., законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление мирового судьи от 6 июля 2023 года по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, дело – возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год и он не истек.

При новом рассмотрении дела мировому судье следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и вынести законное и обоснованное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Дубовиковой В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области Франчук Т.О. от 6 июля 2023 года № 5-126/2022 – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области Франчук Т.О. от 6 июля 2023 года № 5-126/2023, вынесенное в отношении должностного лица – председателя правления товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество Куреньга-1» Шопова Ильи Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении зпредседателя правления товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество Куреньга-1» Шопова Ильи Александровича возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Оленегорского судебного района Мурманской области.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья И.В. Бахарева Версия 4.2.251

12-17/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Шопов Илья Александрович
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Бахарева Ирина Викторовна
Статьи

15.33.02.-4.5474735088646E-13

Дело на странице суда
ole.mrm.sudrf.ru
02.08.2023Материалы переданы в производство судье
09.08.2023Истребованы материалы
23.08.2023Поступили истребованные материалы
06.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее