Решение по делу № 33-1369/2021 от 31.03.2021

Судья Кубрикова М.Е. 33-1369/2021

№ 2-99/2021

УИД-67RS0001-01-2019-002832-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2021 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Винеля А.В.,

судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Подъяпольскому Андрею Анатольевичу, Подъяпольской Дарье Павловне, Подъяпольской Арине Андреевне, Подъяпольской Валерии Андреевне о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении, встречному иску Подъяпольского Андрея Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации об обязании восстановить статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, с апелляционной жалобой Подъяпольского А.А. на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 13.01.2021 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., заключение прокурора Юрченковой Л.Н.,

установила:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском к Подъяпольскому А.А., Подъяпольской Д.П., Подъяпольской А.А., Подъяпольской В.А., указав, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение по адресу: ..., которое является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. На основании договора найма служебного жилого помещения от 20.03.2007г. Подъяпольскому А.А. предоставлено указанное жилое помещение на период службы в ВЧ 07772. В соответствии с приказом от 01.06.2010г. Подъяпольский А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ Подъяпольский А.А. не имеет, в этой связи законные основания для проживания в спорной квартире отсутствуют. Требование об освобождении жилого помещения оставлено ответчиками без удовлетворения. Просит прекратить право пользования ответчиками указанным жилым помещением, выселить их без предоставления другого жилого помещения.

Подъяпольский А.А. обратился со встречным иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны Российской Федерации с требованием обязать восстановить его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с даты признания нуждающимся — 28.01.2003 года, указав в обоснование, что согласно списку нуждающихся в жилплощади военнослужащих по состоянию на 01.08.2005г., составленного начальником Смоленской КЭЧ, значится как бесквартирный с указанием даты постановки на учет 28.01.2003года.

Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 13.01.2021 года постановлено:

иск Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Прекратить право пользования жилым помещением и выселить Подъяпольского Андрея Анатольевича, Подъяпольскую Дарью Павловну, Подъяпольскую Арину Андреевну, Подъяпольскую Валерию Андреевну из квартиры, расположенной по адресу: ... без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Подъяпольского Андрея Анатольевича, Подъяпольской Дарьи Павловны в доход местного бюджета госпошлину по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

В удовлетворении встречного иска Подъяпольского А.А. отказать.

В апелляционной жалобе Подъяпольский А.А. просит об отмене решения суда со ссылкой на его незаконность и о принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации и удовлетворении его исковых требований.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований о выселении ответчиков, с вынесением нового решения в этой части - об отказе в удовлетворении требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ранее Подъяпольский А.А. проживал с родителями в ... (с 12.10.1993г. до 12.09.1996г.), с дедушкой в кв.... (с 12.09.1996г. до 24.04.2003г.), в служебной кв.... (с 24.04.2003г. до 05.04.2007г.).

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 20.03.2007г. Подъяпольскому А.А. на период службы в ВЧ 07772 предоставлено жилое помещение по адресу: ...


Приказом начальника 24 филиала ФБУ - ВЧ 96131 от 01.06.2010г. №48/ЛС Подъяпольский А.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас с оставлением права на расслужебливание занимаемой служебной квартиры. С 15.06.2010г. исключен из списков личного состава филиала, всех видов довольствия (т.1л.д.167).

Согласно списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих по состоянию на 01.08.2005г., составленного начальником Смоленской КЭЧ, Подъяпольский А.А. значится в данном списке как «бесквартирный (служ.)» с указанием даты постановки на учет «28.01.2003» (т.1 л.д.146).

Распоряжением Правительства РФ от 26.07.2005г. №1035-р принято предложение Смоленского городского Совета и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и администрацией Смоленской области, о передаче в муниципальную собственность г.Смоленска относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Смоленской КЭЧ МВО МО РФ объектов, расположенных в г.Смоленске, согласно приложению. Росимуществу совместно с Минобороны России и администрацией г.Смоленска указано обеспечить в установленном порядке передачу указанных объектов в муниципальную собственность. В приложении указан дом № ...

Из акта приема-передачи, подписанного начальником Смоленской КЭЧ и Главой города Смоленска, следует, что в муниципальную собственность передан дом №..., за исключением среди прочего служебной квартиры №12.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29.02.2016г., вступившим в законную силу, установлено отсутствие обстоятельств, подтверждающих право Подъяпольского А.А. и членов его семьи на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», в удовлетворении иска Подъяпольского А.А. и членов его семьи о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру № ... отказано (т.1 л.д.66-71).

Решением Заднепровского районного суда от 08.12.2017г., вступившим в законную силу, в удовлетворении иска Подъяпольского А.А. к МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, территориальному отделению ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ о признании незаконным решения, постановке на очередь на получение жилья отказано. (т.1 л.д.53-63).

01.08.2019г. Подъяпольский А.А. обратился в ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ (территориальное отделение г. Смоленск) с просьбой рассмотреть его документы для принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (т.1 л.д.43-44).

16.08.2019г. начальником ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ (территориальное отделение г. Смоленск) в отношении Подъяпольского А.А. разъяснено, что последний не состоит в едином государственном реестре военнослужащих МО РФ, нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма. Решением суда от 08.12.2017г. в постановке на очередь на получение жилья по договору социального найма отказано (т.1 л.д.64-65, 87-88).

По сведениям ФГКУ «Центральный архив МО РФ» в фонде Смоленской КЭЧ района имеются документы по учету жилой площади за 2003-2005гг. В указанных документах Подъяпольский А.А. не значится. Сведения, когда признавалась служебной и утрачивала статус служебной квартира №... не отражены (т.2 л.д.103,246).

В настоящее время в квартире № проживают и зарегистрированы Подъяпольский А.А., его супруга Подъяпольская Д.П. и несовершеннолетние дочери Подъяпольская А.А., Подъяпольская В.А..

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Подъяпольский А.А. в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит, основания для обеспечения его жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют, квартира была предоставлена в качестве служебного жилого помещения, ответчики не относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации о выселении Подъяпольского А.А. с семьёй из спорного жилого помещения, не усмотрев оснований для удовлетворения встречных исковых требований Подъяпольского А.А..

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Министерства обороны Российской Федерации согласиться не может, ввиду их не соответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права к возникшим спорным правоотношениям.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным

Частью 3 статьи 104 ЖК РФ установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Жилищное обеспечение военнослужащих, в связи с их особым правовым статусом, осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, которое указывает на необходимость закрепления за нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащими дополнительных гарантий и компенсаций. Такие гарантии и компенсации закреплены в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

По делу установлено, что Подъяпольский А.А. вселён в спорную квартиру № на основании договора найма служебного помещения № от 20.03.2007г. заключенного со Смоленской КЭЧ МВО, в связи с прохождением военной службы.

Из приказа начальника 24 филиала ФБУ - ВЧ 96131 от 01.06.2010г. №48/ЛС следует, что Подъяпольский А.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас с оставлением права на расслужебливание занимаемой служебной квартиры. С 15.06.2010г. исключен из списков личного состава филиала, всех видов довольствия (т.1л.д.167).

Согласно списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих по состоянию на 01.08.2005г., составленного начальником Смоленской КЭЧ, Подъяпольский А.А. значится в данном списке как «бесквартирный (служ.)» с указанием даты постановки на учет «28.01.2003» (т.1 л.д.146).

В рапорте от 24 сентября 2009 года на имя начальника 826 вещевого склада и в листе беседы от 24 августа 2009 года Подъяпольский А.А. просил предоставить в собственность занимаемую служебную квартиру ( т.1 л.д.164-165).

Согласно списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих по состоянию на 01.10.2009г., составленного начальником вещевого склада 826, Подъяпольский А.А. с составом семьи из двух человек, проживающий в квартире №..., значится в данном списке, как подлежащий увольнению и изъявивший желание занять служебную квартиру (т.1 л.д.166).

Из акта приема-передачи служебных квартир от 05.11.2009г. усматривается, что квартира ... - служебная, остается за нанимателем, переоформление на неслужебную (т.3.л.д.106-108).

В этой связи указанная квартира на основании постановления Администрации города Смоленска от 26.12.2008г. №2077-адм не была включена в реестр муниципального имущества города Смоленска.

Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Абзацем первым пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, в порядке реализации приведенных выше конституционных положений и принимая во внимание особенности военной службы, федеральный законодатель предусмотрел в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" специальную систему обеспечения военнослужащих жильем, учитывающую при установлении конкретных жилищных гарантий продолжительность военной службы.

Из приведенных правовых норм также следует, что реализация права на жилище военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Представленными выше доказательствами подтвержден факт, что Подъяпольский А.А. с семьёй на законном основании вселены в спорное жилое помещение в соответствии с договором найма служебного помещения от 20.03.2007 года, заключенного между Подъяпольским А.А. и Смоленской КЭЧ МВО. В связи с организационно-штатными мероприятиями Подъяпольский А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас и с 15.06.2010г. исключен из списков личного состава, за ним оставлена спорная квартира с правом переоформления на неслужебную.

Также установлено, Подъяпольский А.А. проходил военную службу на протяжении более 10 лет (с 22 июля 1998 года по 15 июня 2010 года), что с учетом пункта 14 статьи 15 Федеральном законе "О статусе военнослужащих", закрепляющего гарантии в жилищной сфере для граждан, имеющих определенную общую продолжительность военной службы, на день увольнения имел достаточную общую продолжительность военной службы для получения жилищной гарантии, при этом Подъяпольский А.А. выразил желание оставить за собой занимаемую служебную квартиру, с чем жилищная комиссия филиала ФБУ в/ч 96131 согласилась, за Подъяпольским А.А. оставлено право на «расслужебливание» занимаемой жилой площади, что отражено в приказе об увольнении истца.

Подъяпольский А.А. с женой и двумя несовершеннолетними детьми на протяжении более 13 лет проживают в спорной квартире, несут бремя её содержания, права в ЕГРН на объекты недвижимости за ответчиками не зарегистрированы, данное жилое помещение является их единственным жильем.

Права в ЕГРН на указанную квартиру ни за кем не зарегистрированы (т. 1 л.д. 49-50, 118, 131, 238-240), в реестре муниципального имущества г. Смоленска квартира не числится (т. 1 л.д. 51, т. 2 л.д. 10), в реестре федерального имущества отсутствует информация о данной квартире как служебного либо неслужебного жилого фонда (т. 1 л.д. 190, 232), в архиве Администрации г. Смоленска за 2008-2011гг. отсутствуют постановления о признании данной квартиры служебной и утрате статуса служебной (т. 2 л.д. 201, 216, 222). Аналогичные сведения - в инвентарном деле БТИ (т. 3 л.д. 6-63).

При этом судебная коллегия отмечает, что нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов не может являться основанием для умаления прав военнослужащего и его семьи на обеспечение жилым помещением.

В обоснование выводов об удовлетворении требований о выселении Подъяпольского А.А. и членов его семьи суд первой инстанции сослался на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29.02.2016г об отказе в удовлетворении иска Подъяпольского А.А. и членов его семьи о признании права собственности в порядке приватизации на спорную квартиру (т.1 л.д.66-71). Между тем, предметом спора в рамках указанного дела являлось признание права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации, в связи с чем, и обстоятельства, подлежащие доказыванию были иные.

Также необоснованна ссылка суда на решение Заднепровского районного суда от 08.12.2017г., как имеющее преюдициальное значение, согласно которого в удовлетворении иска Подъяпольского А.А. к МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, территориальному отделению ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ о признании незаконным решения, постановке на очередь на получение жилья отказано (т.1 л.д.53-63), поскольку при рассмотрении данного дела подлежали доказыванию обстоятельства правомерности отказа ответчиками в постановке истцу на очередь нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении встречных требований Подъяпольского А.А. об обязании восстановить статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих право состоять на указанном учете.

Согласно ответа ФГКУ «Центральный архив МО РФ» в фонде Смоленской КЭЧ района в документах по учету жилой площади за 2003-2005г.г. Подъяпольский А.А. не значится.

Также не имеется оснований для применения положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ (в действующей ред.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку объективных доказательств того, что Подъяпольский А.А. принят на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, не имеется.

Поскольку достоверных доказательств в подтверждение факта принятия Подъяпольского А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не представлено, суд правомерно отказал в удовлетворении требований Подъяпольского А.А. об обязании восстановить статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает решение суда в части прекращения права пользования жилым помещением и выселении Подъяпольского А.А., Подъяпольской Д.П., Подъяпольской А.А., Подъяпольской В.А. подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований Министерства обороны РФ, в остальной части решение суда отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 13 января 2021 года в части удовлетворения исковых требований Министерства обороны Российской Федерации и прекращении права пользования жилым помещением, выселении Подъяпольского Андрея Анатольевича, Подъяпольской Дарьи Павловны, Подъяпольской Арины Андреевны, Подъяпольской Валерии Андреевны из квартиры, расположенной по адресу: ..., без предоставления другого жилого помещения, взыскании госпошлины отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении перечисленных исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Подъяпольского Андрея Анатольевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1369/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Министерство Обороны РФ
прокурор Заднепровского района г.Смоленска
Ответчики
Подъяпольская Арина Андреевна
Подъяпольская Валерия Андреевна
Подъяпольский Андрей Анатольевич
Подъяпольская Дарья Павловна
Другие
ФГКУ "Западное региональное управление жилищных отношений" Министрества обороны РФ
Конных Валерий Сергеевич
Управление опеки и попечительства Администрации г.Смоленска
Темнов Кирилл Александрович
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министрества обороны РФ
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Филенкова Светлана Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
02.04.2021Передача дела судье
25.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Передано в экспедицию
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее