7р-595
РЕШЕНИЕ
10 октября 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу директора Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» Фокина А.В. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 07 августа 2019 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийского-Арктического морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 11 июня 2019 года Северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» (далее - СМУП «Спецавтохозяйство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 07 августа 2019 года указанное постановление изменено: размер назначенного административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Директор СМУП «Спецавтохозяйство» Фокин А.В. в жалобе просит отменить судебное решение, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме, и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах; нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах.
Из пункта 2 статьи 11 Закона об отходах следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Как усматривается из материалов дела, Отделом государственного экологического надзора на море по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Балтийско-Арктического управления Росприроднадзора на основании обращения гражданина о размещении снежного полигона в водоохраной зоне Белого моря, осуществлен выезд на земельный участок, расположенный на пересечении улицы Карла Маркса – бульвар Строителей в городе Северодвинске.
В ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке, расположена свалка снега, въезд на участок оборудован шлагбаумом. Свалка снега, расположена в водоохраной зоне Белого моря – наибольшее удаление от залива Параниха Белого моря составляет 376 м. На участке отсутствует твердое покрытие, сооружения обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. При осмотре снежной свалки выявлены отходы производства и потребления как на ее поверхности, так и в тоще снежных масс, а именно: обрывки хлопчатобумажных тканей, отходы упаковочного картона, отходы полиэтиленовой тары, стеклянные бутылки, консервные банки, древесные отходы, покрышки, пленка полиэтиленовая, мусор и смет уличный, также имеются следы протекторов автотранспорта. На земельном участке отсутствуют гидроизолирующее покрытие, локальные очистные сооружения, сброс в центральную систему отведения.
Данный земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:18, Администрацией города Северодвинска был передан по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года в пользование СМУП «Спецавтохозяйство» для складирования снега в зимний период.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения обязательных правил и норм, в материалах дела не имеется.
Допустив несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления, СМУП «Спецавтохозяйство» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьи 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Поскольку СМУП «Спецавтохозяйство» фактически использовало земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:18 для складирования снега в зимний период, то отсутствие регистрации договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
СМУП «Спецавтохозяйство» привлечено к ответственности не как владелец земельного участка, а как лицо, допустившее при осуществлении своей деятельности несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.
В письменных объяснениях от 13 мая 2019 года направленных на рассмотрение дела законный представитель юридического лица не оспаривал факт владения указанным земельным участком на правах аренды с целью складирования снега в зимний период и возможность попадания отходов производства и потребления в убираемый снег.
В жалобе в городской суд директор предприятия Фокин А.В. также не оспаривал факт вывозки снега на земельный участок с кадастровым номером 29:28:103075:18 для складирования снега в зимний период.
Таким образом, доводы подателя жалобы об отсутствии в деле доказательств завоза снега на участок автомобилями предприятиями, несостоятельны.
При этом, арендатор обязан обеспечить сохранность арендуемого земельного участка и не допускать присутствия посторонних на земельном участке с целью выгрузки снега.
Постановление о привлечении СМУП «Спецавтохозяйство» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено СМУП «Спецавтохозяйство» в пределах ниже низшего предела санкции статьи 8.2 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 07 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу директора СМУП «Спецавтохозяйство» Фокина А.В. - без удовлетворения.
Судья А.С.Харлов