Решение по делу № 33-4227/2023 от 13.02.2023

УИД: 66RS0004-01-2022-006219-46

№ 2-5845/2022 (33-4227/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

15.03.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.С. к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 г., предоставление социальной выплаты,

по апелляционной жалобе истца

на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения представителя ответчика Страховой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27.06.2022 истец обратился с иском к ответчику о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 год, предоставление социальной выплаты, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 31) просил:

- признать незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты,

- возложить обязанность по предоставлению субсидии (социальной выплаты) на улучшение жилищных условий,

- возложить обязанность не исключать истца и членов его семьи из программы по предоставлении социальной выплаты до тех пор, пока требования о предоставлении социальной выплаты не будут исполнены в полном объеме,

- возложить обязанность по включению истца и членов его семьи в список на предоставление субсидии на 2023 год (либо ближайший) для утверждения Министерством строительства и инфраструктуры Свердловской области.

В обоснование исковых требований указал, что 20.08.2018 распоряжением главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга истец и члены его семьи были признаны молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии у истца родился сын ( / / )8 <дата> года рождения, который также был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2022 год за 4 года участия в программе субсидия (социальная выплата) на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства истцу не предоставлена. Вместе с тем, <дата> супруге истца исполняется 35 лет, Администрацией г. Екатеринбурга в ответ на обращение истца было сообщено, что по достижению 35-летнего возраста хотя бы одного из участников семью истца из ведомственной целевой программы исключат и претендовать на получение социальной выплаты истец и члены его семьи в последующем не смогут.

Ответчик администрация Кировского района г. Екатеринбурга против удовлетворения исковых требований возражала, представила в материалы дела возражения на исковое заявление (л.д. 37), в которых указала, что семья истца в действительности поставлена на учет на получение субсидии в 2020 году, состоит в реестре под № 30.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области против удовлетворения исковых требований возражал, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 37), в котором указал, что процедура предоставления соответствующей субсидии регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается, отмечает, что семья истца находится в реестре участников по Кировскому району под № 30, при этом предоставление субсидии без нарушения прав иных участников программы невозможно, так как субсидия предоставляется в порядке очередности и в соответствии с преимущественным правом.

Третье лицо Соколова А.И. также предоставила свой отзыв на исковое заявление (л.д. 33) в котором указала, что поддерживает исковые требования, просит обеспечить истца положенной субсидией.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

В апелляционной жалобе истец указал, что <дата> супруге истца исполняется 35 лет, в связи с чем они будут исключены из программы по получению субсидии при этом так ее и не получив, отмечает, что семья участвовала в программе 4 года, а субсидия так получена и не была, ввиду чего было нарушены права истца.

В заседание суда апелляционной инстанции 15.03.2023 явились:

- представитель ответчика Страхова Н.А., возражавшая против удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом следующего.

Как следует из материалов дела, что распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 522/46-64 от 20.08.2018 семья Соколова А.С. (состав семьи – супруга Соколова А.И., дочь ( / / )4, в последующем сын ( / / )8) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 5).

Распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 171/46/64 от 03.04.2019 семья Соколова А.С. на основании заявления от 27.03.2019 признана участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кировскому району г. Екатеринбурга (л.д. 7).

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 1520 от 06.06.2022 семья Соколова А.С. включена в список молодых семей-участников целевой программы по муниципальному образованию «город Екатеринбург» на 2023 год (л.д. 17).

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710.

Особенности реализации отдельных мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 указанных Правил;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 № 738-О-О и от 15.01.2015 № 3-О).

Под нуждающимися в жилых помещениях согласно п. 7 Правил понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 522/46-64от 20.08.2018 семья Соколова А.С. (состав семьи – супруга Соколова А.И., дочь ( / / )4, в последующем сын ( / / )8) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 5), сторонами данный факт не оспаривается.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17 Правил).

В соответствии с пунктами 24-27 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной п. 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ответственным исполнителем государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Предоставление данной социальной выплаты предусматривается тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27.05.2010 №738-О-О, от 19.10.2010 № 1333-О-О, от 14.07.2011 № 988-О-О, от 16.07.2013 №1195-О, от 29.01.2015 № 122-О и др.).

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 3-О и от 23.04.2015 № 997-О).

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках государственной программы возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обосновано на основании норм права отказал в удовлетворении исковых требований.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия указывает, что требование истца о сохранении семьи в списке семей претендующих на получение социальной субсидий до момента ее получения противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства, в той части, где строго регламентированы критерии получения социальной выплаты, в случае достижения установленного возраста (35 лет) лицо подлежит исключению из списка, каких-либо исключений из указанного правила законодательство не содержит, то обстоятельство, что истец требуемую выплату не получил не может расцениваться, как нарушение его прав, с учетом неоднократно высказанной позицией Конституционного суда Российской Федерации.

Дополнительно судебная коллегия отмечает, что не предоставление субсидии в рамках вышеуказанной программы семье истца, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, не означает, что семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий по иным основаниям.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцу – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судьи Т.С. Иванова

С.В. Сорокина

УИД: 66RS0004-01-2022-006219-46

№ 2-5845/2022 (33-4227/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

15.03.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.С. к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 г., предоставление социальной выплаты,

по апелляционной жалобе истца

на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения представителя ответчика Страховой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27.06.2022 истец обратился с иском к ответчику о признании отказа в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности по не исключению из списков участников целевой программы, включении в список на предоставление социальной выплаты на 2023 год, предоставление социальной выплаты, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 31) просил:

- признать незаконным отказ в предоставлении социальной выплаты,

- возложить обязанность по предоставлению субсидии (социальной выплаты) на улучшение жилищных условий,

- возложить обязанность не исключать истца и членов его семьи из программы по предоставлении социальной выплаты до тех пор, пока требования о предоставлении социальной выплаты не будут исполнены в полном объеме,

- возложить обязанность по включению истца и членов его семьи в список на предоставление субсидии на 2023 год (либо ближайший) для утверждения Министерством строительства и инфраструктуры Свердловской области.

В обоснование исковых требований указал, что 20.08.2018 распоряжением главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга истец и члены его семьи были признаны молодой семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Впоследствии у истца родился сын ( / / )8 <дата> года рождения, который также был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 2022 год за 4 года участия в программе субсидия (социальная выплата) на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства истцу не предоставлена. Вместе с тем, <дата> супруге истца исполняется 35 лет, Администрацией г. Екатеринбурга в ответ на обращение истца было сообщено, что по достижению 35-летнего возраста хотя бы одного из участников семью истца из ведомственной целевой программы исключат и претендовать на получение социальной выплаты истец и члены его семьи в последующем не смогут.

Ответчик администрация Кировского района г. Екатеринбурга против удовлетворения исковых требований возражала, представила в материалы дела возражения на исковое заявление (л.д. 37), в которых указала, что семья истца в действительности поставлена на учет на получение субсидии в 2020 году, состоит в реестре под № 30.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области против удовлетворения исковых требований возражал, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 37), в котором указал, что процедура предоставления соответствующей субсидии регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается, отмечает, что семья истца находится в реестре участников по Кировскому району под № 30, при этом предоставление субсидии без нарушения прав иных участников программы невозможно, так как субсидия предоставляется в порядке очередности и в соответствии с преимущественным правом.

Третье лицо Соколова А.И. также предоставила свой отзыв на исковое заявление (л.д. 33) в котором указала, что поддерживает исковые требования, просит обеспечить истца положенной субсидией.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

В апелляционной жалобе истец указал, что <дата> супруге истца исполняется 35 лет, в связи с чем они будут исключены из программы по получению субсидии при этом так ее и не получив, отмечает, что семья участвовала в программе 4 года, а субсидия так получена и не была, ввиду чего было нарушены права истца.

В заседание суда апелляционной инстанции 15.03.2023 явились:

- представитель ответчика Страхова Н.А., возражавшая против удовлетворения апелляционной жалобы истца.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований с учетом следующего.

Как следует из материалов дела, что распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 522/46-64 от 20.08.2018 семья Соколова А.С. (состав семьи – супруга Соколова А.И., дочь ( / / )4, в последующем сын ( / / )8) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 5).

Распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 171/46/64 от 03.04.2019 семья Соколова А.С. на основании заявления от 27.03.2019 признана участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кировскому району г. Екатеринбурга (л.д. 7).

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 1520 от 06.06.2022 семья Соколова А.С. включена в список молодых семей-участников целевой программы по муниципальному образованию «город Екатеринбург» на 2023 год (л.д. 17).

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710.

Особенности реализации отдельных мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 указанных Правил;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 № 738-О-О и от 15.01.2015 № 3-О).

Под нуждающимися в жилых помещениях согласно п. 7 Правил понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации Кировского района г. Екатеринбурга № 522/46-64от 20.08.2018 семья Соколова А.С. (состав семьи – супруга Соколова А.И., дочь ( / / )4, в последующем сын ( / / )8) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 5), сторонами данный факт не оспаривается.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17 Правил).

В соответствии с пунктами 24-27 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной п. 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ответственным исполнителем государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года» на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Предоставление данной социальной выплаты предусматривается тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27.05.2010 №738-О-О, от 19.10.2010 № 1333-О-О, от 14.07.2011 № 988-О-О, от 16.07.2013 №1195-О, от 29.01.2015 № 122-О и др.).

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 3-О и от 23.04.2015 № 997-О).

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках государственной программы возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обосновано на основании норм права отказал в удовлетворении исковых требований.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия указывает, что требование истца о сохранении семьи в списке семей претендующих на получение социальной субсидий до момента ее получения противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства, в той части, где строго регламентированы критерии получения социальной выплаты, в случае достижения установленного возраста (35 лет) лицо подлежит исключению из списка, каких-либо исключений из указанного правила законодательство не содержит, то обстоятельство, что истец требуемую выплату не получил не может расцениваться, как нарушение его прав, с учетом неоднократно высказанной позицией Конституционного суда Российской Федерации.

Дополнительно судебная коллегия отмечает, что не предоставление субсидии в рамках вышеуказанной программы семье истца, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, не означает, что семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий по иным основаниям.

Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.11.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцу – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судьи Т.С. Иванова

С.В. Сорокина

33-4227/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
СОКОЛОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Администрация Кировского района г. Екатеринбурга
Администрация города Екатеринбурга Комитет по Жилищной политике
Другие
Соколова Анастасия Игоревна
Соколов Дмитрий Андреевич в лице законного представителя Соколова Андрея Сергеевича
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Иванова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
14.02.2023Передача дела судье
15.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023Передано в экспедицию
15.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее