ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-16226/2020
город Кемерово 21 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вахрушева Александра Александровича, поданную 8 сентября 2020 года, на решение Свердловского районного суда города Красноярска от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года
по административному делу № 2а-4794/2019 по административному исковому заявлению Вахрушева Александра Александровича об оспаривании действий ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФК ЛПУ КТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения Вахрушева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
у с т а н о в и л а:
Вахрушев А.А. обратился в Свердловский районный суд города Красноярска с административным исковым заявлением об оспаривании действий ФК ЛПУ КТБ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России по обращению взыскания на погашение задолженности по алиментам с денежного перевода 2 500 руб., поступившего на лицевой счет Вахрушева А.А. 12 февраля 2019 года, об оспаривании действий ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю по обращению взыскания на погашение задолженности с денежного перевода 300 000 руб., поступившего на лицевой счет Вахрушева А.А. 8 апреля 2019 года, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем возврата денежных средств в размере 1 750 руб. и в размере 150 000 руб. на лицевой счет Вахрушева А.А. в течение месяца, а также возвратить на лицевой счет Вахрушева А.А. удержанные с него суммы в периоды его трудоустройства на объектах промышленной зоны ИК-6, начиная с периода его первого трудоустройства по прибытии в исправительное учреждение.
В обоснование требований ссылался на то, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
12 февраля 2019 года на счет административного истца поступил перевод денежных средств в размере 2 500 руб. В период нахождения административного истца в ФК ЛПУ КТБ-1, бухгалтерией были удержаны денежные средства в размере 1 750 руб. в счет погашения задолженности по алиментам без каких-либо объяснений и оснований. Кроме того, 8 апреля 2019 года на счет административного истца поступили денежные средства в размере 300 000 руб. и 9 апреля 2019 года без уведомления Вахрушева А.А. бухгалтерией исправительного учреждения были списаны денежные средства в размере 75 000 руб. в счет погашения долга и 75 000 руб. в счет погашения задолженности по алиментам.
Считает действия по списанию денежных средств незаконными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку в силу Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на данный вид дохода не может быть обращено взыскание. О произведенном списании уведомлен не был.
Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 13 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Вахрушевым А.А. ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав Вахрушева А.А., обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1, пунктами 1, 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения, применяемыми в целях получения с должника денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства, а также обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 настоящего Закона.
Статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены виды доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.
Согласно части 5 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.
В соответствии со статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, установив, что на исполнении в отношении должника Вахрушева А.А. находятся исполнительное производство, возбужденное 8 сентября 2010 года на основании исполнительного листа, выданного Дудинским районным судом Красноярского края с предметом исполнения: возмещение морального среда в пользу взыскателя Метеля И.В., требования по которому не исполнены, и исполнительное производство по взысканию алиментов в пользу взыскателя Вахрушевой В.В., задолженность по уплате которых составляет по состоянию на 28 декабря 2017 года 324 534,56 руб., суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые действия исправительных учреждений по удержанию денежных средств с лицевого счета Вахрушева А.А. являются правомерными, произведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и уголовно-исполнительного законодательства, направлены на исполнение требований исполнительных документов, в соответствии с мерами, примененными судебными приставами – исполнителями. Кроме доходов, перечисленных в статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания по исполнительным документам на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, осуществляются администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», но не более 70%. При этом федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.
Выводы судов соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания и исполнения судебного постановления. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами.
Положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» не вступают в противоречие с положениями уголовно-исполнительного законодательства и предполагают возможность обращения взыскания не только на доходы должника, т.е. периодические выплаты, получаемые им в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, но также на денежные средства. Данные положения направлены на реализацию задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и на соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена.
Оспариваемые действия административных ответчиков требованиям закона не противоречат, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование заявленных требований и апелляционной жлобы, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, денежные средства, поступившие на лицевой счет административного истца не относятся к имуществу, доходам, на которое не может быть обращено взыскание.
Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, оснований для отмены судебных актов Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда города Красноярска от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи