УИД № 44RS0028-01-2020-001327-97
№ 2-985/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Костромского муниципального района Костромской области к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу «подъезд к д. Молодеево» в части находящейся в границах территории населенного пункта Кузьмищенское сельское поселение Костромского района Костромской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Костромского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу «подъезд к д. Молодеево» Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования обосновали тем, что решением Костромского районного суда по делу № 2а-693/2019 по административному иску прокурора Костромского района к администрации Костромского муниципального района об обязании организовать работу по проведению технической оценки состояния автомобильных дорог местного значения Костромского муниципального района, организовать работу по признанию автомобильной дороги бесхозяйным имуществом требования прокурора Костромского района удовлетворены. Ссылаясь п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ст. 130, ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ), Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установленного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, указывают, что в целях исполнения решения Костромского районного суда по делу № 2а-693/2019 администрацией Костромского муниципального района в адрес администрации Кузьмищенского сельского поселения направлено обращение об организации работ для постановки автодороги к д. Молодеево с приложением плана мероприятий по признанию автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным объектом имущества. От администрации Кузьмищенского сельского поселения поступил отказ в выполнении мероприятий, необходимых для признания автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным объектом имущества, ввиду того, что функция органа местного самоуправления сельского поселения по вопросам принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей сводится исключительно к подаче соответствующего заявления в Управление Росреестра. Вместе с тем, из анализа вышеуказанных норм следует, что постановка на учет бесхозяйных вещей, не стоящих на государственном кадастровом учете, сводится не только к подаче заявления о постановке в уполномоченный орган, но и к подготовке технической документации в отношении объекта недвижимости: технический план объекта и межевой план земельного участка под этим объектом. Со ссылкой на абз. 2 п. 3 ст. 225 ГК РФ, ст. 31, 33, 65 Бюджетного кодекса РФ указывают, что администрации Костромского муниципального района не представляется возможным обеспечить проведение межевания, постановку на кадастровый учет земельного участка под автомобильной дорогой «подъезд к дер. Молодеево», подготовку технического плана автомобильной дороги. Со ссылкой на вышеприведенные нормы закона администрация Костромского муниципального района просит (с учетом уточнения иска) обязать администрацию Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу «подъезд к д. Молодеево» в части находящейся в границах территории населенного пункта Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области с соблюдением требований Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Иванова О.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным с исковом заявлении.
Представитель ответчика Ларионова Г.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований администрации Костромского муниципального района Костромской области.
Привлеченные к участие в деле в качестве третьих лиц администрация Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Костромского районного суда по делу № 2а-693/2019 по административному иску прокурора Костромского района к администрации Костромского муниципального района о возложении обязанности организовать работу по проведению технической оценки состояния автомобильных дорог местного значения Костромского муниципального района, организовать работу по признанию автомобильной дороги бесхозяйным имуществом требования прокурора Костромского района удовлетворены. На администрацию Костромского муниципального района возложена обязанность организовать работу по признанию автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным имуществом в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение названного решения суда администрацией Костромского муниципального района в адрес администрации Кузьмищенского сельского поселения было направлено обращение об организации работ для постановки автодороги к д. Молодеево с приложением плана мероприятий по признанию автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным объектом имущества.
От администрации Кузьмищенского сельского поселения 13 мая 2020 г. поступил отказ в выполнении мероприятий, необходимых для признания автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным объектом имущества, по тому основанию, что функция органа местного самоуправления сельского поселения по вопросам принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей сводится исключительно к подаче соответствующего заявления в Управление Росреестра.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей ( далее - порядок). Названный приказ вступил в законную силу с 01 января 2017 г.
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей на день издания Порядка) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое вправе принимать порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (п. 1, пп 5.2.28.4 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437).
Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Предусмотренное в п. 5 Порядка положение, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзаы первый, второй), соответствует приведенной норме Кодекса.
При этом конкретизация органов местного самоуправления по видам муниципальных образований и их территорий по своему содержанию не противоречит терминам, понятиям и принципам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепляет названные виды муниципальных образований, правила установления границ их территорий, состав территорий (статьи 2,10,11).
При этом п. 5 Порядка не определяет принадлежность территории тому или иному виду муниципального образования, отличную от закона.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в том числе в сельских поселениях, а правовую основу местного самоуправления согласно ст. 4 данного федерального закона составляет также Гражданский кодекс Российской Федерации.
Исходя из положений ст.ст. 2, 10, 11 приведенного федерального закона сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» непосредственно не регулирует общественные отношения, связанные с бесхозяйными вещами и постановкой их на учет.
Как видно из материалов дела в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области входит в том числе и «подъезд к дер. Молодеево» (л.д. 57).
Поэтому суд полагает, что в силу прямого указания приведенных выше норм закона, обязанность по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества возложена на администрацию сельского поселения.
При таких обстоятельствах исковые требования администрации Костромского муниципального района Костромской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Костромского муниципального района Костромской области к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу «подъезд к д. Молодеево» Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Возложить на администрацию Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества автомобильную дорогу «подъезд к д. Молодеево» в части находящейся в границах территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского района Костромской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в течение 9 месяцев со днявступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 30 ноября 2020 г.