51RS0020-01-2023-001477-41
Дело №2-124/2024 (2-1747/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 год город Снежногорск
Полярный районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при помощнике судьи Давидовой Д.В.,
с участием представителя истца Виноградовой В.В. – Терей В.С., действующей на основании доверенности от 07.09.2020 г.,,
представителя ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Каймазян З.Г., действующей на основании доверенности №... от 09.01.2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой В. В.ы к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязании назначить досрочную пенсию по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
установил:
Виноградова В.В.обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязании назначить досрочную пенсию по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, в обоснование исковых требований истец указал на следующие обстоятельства.
25.10.2023 г. Виноградовой В.В. подано заявление Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В период с 09.06.1990 г. по 29.02.1996 г. трудовая деятельность истца осуществлялась в г. Керчь Республики Крым, в период с 1992 г. по 1994 г. истец находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком. В сентябре 1993 г. Виноградова В.В. с семьей переехала на постоянное место жительства в Мурманскую область. В период, начиная с 10.10.1994 г. по настоящее время трудовая деятельность истца осуществляется в районах Крайнего Севера.
Ответчик засчитал трудовой стаж истца за период с 10.10.1994 г. по 31.12.2022 г., страховой стаж составил 27 лет 06 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 25 лет 07 месяцев 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 72,842.
Также истец имеет двоих детей: ФИО1, <дата> года рождения, место рождения <адрес> и ФИО2, <дата> года рождения, место рождения которой <адрес>.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области от 17.11.2023 г. №... истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что ребенок ФИО2 рождена в <адрес>. Данное решение истец считает незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, поскольку Федеральный закон «О страховых пенсиях» не содержит условия о том, что дети должны быть рождены только на территории Российской Федерации. Право на досрочное пенсионное обеспечение северян определяется п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», минимальное количество лет стажа для досрочного назначения пенсии за работы в районах Крайнего Севера у истца имеется.
Виноградова В.В. просила суд:
- признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области от 17.11.2023 г. №... об отказе в назначении Виноградовой В.В. досрочной страховой пенсии по старости; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области назначить Виноградовой В.В. досрочную страховую пенсию по старости.
В суд Виноградова В.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца Терей В.С. исковые требования Виноградовой В.В. поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнив, что ФИО2 и Виноградова В.В. были зарегистрированы с 17.09.1993 г. в г. Снежногорск Мурманской области. Документ о получении гражданства Российской Федерации ребенком был выдан 07.09.1999 г. До достижения совершеннолетия ребенок находился и воспитывался на территории Российской Федерации. Рождение ребенка за пределами Российской Федерации не является основанием для отказа в начислении стажа и баллов. Обязательное пенсионное страхование распространяется на граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации, если они являются застрахованными лицами. Трудовая деятельность Виноградовой В.В. на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера началась с 10.10.1994 г., истцом осуществлялись начисления и уплата страховых взносов в Фонд Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Каймазян З.Г. возражала против удовлетворения исковых требований Виноградовой В.В., просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что при установлении досрочной страховой пенсии по старости территориальные органы СФР руководствуются п.2 ч.1 ст. 32, ч.3 ст.35, ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в трудовой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. 25.10.2023 г. Виноградова В.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях». 17.11.2023 г. было вынесено решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Стаж, учтенный по 31.12.2022 г. составляет: страховой стаж 27 лет 06 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего севера 25 лет 07 месяцев 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 72,842. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств (СНГ) в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022 г. Учитывая выход Российской Федерации с 1 января 2023 г. из Соглашения СНГ, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств – членов Соглашения трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями Федеральных законов от 28.12.2013 г., от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Соглашение между Российской Федерацией и Украиной в области пенсионного обеспечения отсутствует. Федеральный закон от 21.07.2014 г. №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Учитывая, что заявительница на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов (18.03.2014 г) не подтвердила сведения о постоянном проживании на территории Республике Крым, ее пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях в соответствии с нормами Федерального закона №400-ФЗ. Следовательно, ребенок ФИО2, <дата> года рождения не может быть учтен в целях определения права на пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона №400-ФЗ, так как ребенок рожден и воспитан на территории Республики Крым (г. Керчь) до принятия республики в Российскую Федерацию и образования в составе РФ новых субъектов. Документы, подтверждающие факт воспитания ребенка до достижения им возраста полутора лет на территории РФ Виноградовой В.В. не предоставлены.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в части 1 статьи 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с I января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 части I статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере нс менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Истец Виноградова В.В. имеет двоих детей и приходится матерью: ФИО1, <дата> года рождения, место рождения <адрес> и ФИО2, <дата> года рождения, место рождения которой <адрес>.
Гражданство Российской Федерации приобретено ФИО2 07.09.1999 г. на основании пункта "а" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающего приобретение гражданства в порядке регистрации лицами, у которых родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о рождении.
25.10.2023 г. Виноградовой В.В. подано заявление Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
17.11.2023 г. было вынесено решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости наличия двух и более детей, поскольку реализация права на досрочное пенсионное обеспечение, как меры социальной защиты, в связи с рождением и воспитанием двух и более детей, возможна при рождении детей на территории Российской Федерации.
Стаж, учтенный пенсионным фондом Виноградовой В.В. по 31.12.2022 г. составляет: страховой стаж 27 лет 06 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего севера 25 лет 07 месяцев 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 72,842.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила между народного договора Российской Федерации.
В обоснование своей позиции, ответчик также ссылается на то, что к числу международных договоров Российской Федерации относилось Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
Согласно ст. 13 Соглашения СНГ каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
В связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступит в силу с 30.06.2022 г.. Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022 г.
Кроме вышеизложенного, ответчик ссылается на то, что договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует.
Изучив доводы ответчика, суд считает, что они основаны на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего.
Совокупность условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости для женщин, установленная п. 2 ч. I ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» - это возраст 50 лет, рождение двоих и более детей, установленный минимальный страховой стаж, стаж работы в Районах Крайнего Севера и величина индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом, определяя как необходимое условие - рождение двоих и более детей, законодатель исходил не из территориального места рождения и воспитания данных детей, а из самого факта родов женщиной двоих и более детей, влияние данного физиологического процесса на состояние здоровья в целом, что согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющих детей, право на получение страховой пенсии, обеспечивающих гарантированную государством материальную поддержку лицам, работающим в особых природно-климатических условиях и воспитывающих двоих и более детей.
Факт работы истца и периоды работы, подтверждены записями в трудовой книжке, архивными справками и сомнений у стороны ответчика не вызывают. Ответчик отказал в назначении пенсии истцу только в связи с тем, что ребенок истца, <дата> года рождения родился на территории Украины, в связи с чем, не учел данного ребенка при определении права на страховую пенсию.
Истец не являлся и не является получателем пенсии на Украине. Трудовая деятельность Виноградовой В.В. на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера началась с 10.10.1994 г., истцом осуществлялись начисления и уплата страховых взносов в Фонд Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации.
По изложенным выше основаниям, данный отказ является необоснованным, поскольку законом не предусмотрено условие рождения детей именно на территории Российской Федерации. Само по себе наличие у истца, являющегося гражданином Российской Федерации, ребенка, рожденного на Украине, не является препятствием для назначения пенсии на территории Российской Федерации.
Ссылки на нормы международного права в данном случае не имеют значения, поскольку они могут применяться только к вопросам учета стажа в целях определения размера пенсии и не охватывают никакие другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах следует признать исковые требования Виноградовой В.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по заявленным основаниям.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежать взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Виноградовой В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области от 17.11.2023 г. №... об отказе в назначении Виноградовой В.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области назначить Виноградовой В.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области в пользу Виноградовой В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 14 февраля 2024 года.
Судья Н. М. Соколова