Дело № 2-2920/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Малешевой Л.С.
при секретаре Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Захаровой ФИО5 о прекращении права собственности, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее – КЖКХ г. Барнаула) обратился в суд с иском к Захаровой Т.В. о прекращении права собственности, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что ответчик на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27.10.2014 принадлежит жилой дом по адресу: г. Барнаул, мкр. .... Данный жилой дом в мае-июне 2014 года попал в зону затопления, межведомственной комиссией принято заключение о признании данного жилого дома непригодным для проживания. Для граждан, лишившихся в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия жилого помещения была предусмотрена форма государственной поддержки – предоставление государственного жилищного сертификата (ГЖС). В связи с чем, ответчиком было получено денежное возмещение за утраченного жилое помещение, он воспользовался мерами государственной поддержки и не может претендовать на сохранение права собственности на жилое помещение, признанное непригодным для проживания. Указанный жилой дом до настоящего времени как объект недвижимости с кадастрового учета не снят, сохранение жилого помещения признанного непригодного для проживания, противоречит действующему федеральному законодательству. На основании изложенного, КЖКХ г.Барнаула просит прекратить право собственности жилой дом, расположенный по адресу г. Барнаул, мкр. Затон, пер.Рыбацкий,15, обязать ответчика снять с кадастрового учета указанное жилое помещение.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по доводам в нем изложенным.
В судебном заседании ответчик пояснила, что жилой дом не сняла с регистрационного учета в связи с отсутствием денежных средств для его сноса, с требованиями согласна, факт получения государственного жилищного сертификата не оспаривала.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Исходя из положений главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-87-24-7 в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, жилые дома, получившие повреждения в результате землетрясений, аварий, пожара, стихийного бедствия, являются непригодными для проживания в том случае, если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
Судом установлено, что Захарова Т.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является наследником к имуществу ФИО3, наследство состоит из жилого дома находящегося в ...., ....,
Указанный жилой дом в период паводка в мае-июне 2014 года находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года в г. Барнауле, в связи с чем, заключением межведомственной комиссии от 15.12.2014 признан аварийным и непригодным для проживания.
Достоверно установлено, что ответчиком получен государственный жилищный сертификат.
Распоряжением администрации Алтайского края от 28 августа 2014 года №307-р рекомендовано главам администрацией муниципальных образований пострадавших от паводка, обеспечить снятие граждан, получивших государственные жилищные сертификаты, с регистрационного учета по месту нахождения жилых помещений, вывести из состава жилищного фонда жилые помещения, указанные в сводном реестре признанных непригодными для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденные распоряжением Администрации края от 12 августа 2014 № 291-р.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. При этом, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом (п.2 ст. 235 ГК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что прекращение права собственности, относящегося к вещным правам, в данном случае связано с прекращением физического существования самой вещи, поскольку право не может существовать без вещи.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорный жилой дом непригоден для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчику выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилья взамен утраченного. Из пояснений ответчицы следует, что он реализован, ей приобретено жилое помещение по адресу .....
Поскольку собственник жилого помещения распорядилась своим правом путем получения взамен непригодного жилого помещения сертификата, то не может претендовать на сохранение права собственности на жилое помещение, которое признано непригодным для проживания, в связи с чем, требования о прекращении права собственности на него подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, указана в ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно которой при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».
Из системного анализа приведенных выше положений законодательства следует, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, а также судебного акта. Судом установлено, что объект с кадастрового учета не снят.
При установленных обстоятельствах, имеются правовые основания для прекращения права собственности ответчика на жилой дом, расположенный по адресу: : ...., .... возложении на ответчика обязанности снять с кадастрового учета указанное жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула -удовлетворить.
Прекратить право собственности Захаровой ФИО5 на жилой дом, расположенный по адресу пер.....
Обязать Захарову ФИО5 снять с кадастрового учета жилой дом, расположенный по адресу г.....
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья: Малешева Л.С.