Дело № 2-241/2023
24RS0047-01-2023-000260-26
Категория 2.211
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2023 года гп. Северо-Енисейский
Красноярский край
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Тявлиной М.А.,
при секретаре Команич М.О.,
с участием: процессуального истца - заместителя прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края Леончука А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления Росгвардии по Красноярскому краю – Глотова Т.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Енисейского района к МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», Управлению образования администрации Северо-Енисейского района, администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности выполнить требования антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северо-Енисейского района Красноярского края обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что на образовательные организации в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возложены обязанности, в том числе по созданию безопасных условий обучения и воспитанию обучающихся. МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» осуществляет образовательную деятельность, её учредителем является муниципальное образование Северо-Енисейский район. В 2022 году в данном образовательном учреждении, имеющем четвертую категорию опасности, была проведена проверка, по итогам которой вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Согласно акту о проверке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 годам в МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» имеются замечания в части отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте образовательного учреждения, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Таким образом, здание образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности объекта, относящегося к 4 категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в нем. С учетом изложенного, просит МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» провести мероприятия по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, 42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Северо-Енисейского района, Управление образования администрации Северо-Енисейского района обязанность по финансированию расходов МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, 42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии процессуальный истец – заместитель прокурора Леончук А.А. уточнил заявленные требования, и просил в части требований к администрации Северо-Енисейского района, Управлению образования администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности по финансированию расходов МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, 42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска в данной части. В остальном просил возложить на МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» обязанность оснастить объект (территорию) - образовательное учреждение, расположенное по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, 42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Уточненные требования дополнительно мотивированы тем, что между МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» и ИП Беляевым В.А. 30.10.2023 года заключен договор на выполнение работ, совпадающих с предметом иска. Оплата работ ИП Беляева В.А. будет произведена за счет экономии бюджетных средств, предоставленных учреждению на 2023 год.
Определением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 22.11.2023 года производство по гражданскому делу по иску прокурора Северо-Енисейского района к МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», Управлению образования администрации Северо-Енисейского района, администрации Северо-Енисейского района, в части требований прокурора к администрации Северо-Енисейского района и Управлению образования администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности по финансированию расходов МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по оснащению объекта (территории) образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, д. 42, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.
В судебном заседании процессуальный истец – заместитель прокурора Северо-Енисейского района Леончук А.А. исковые требования, с учетом утонений от 20.11.2023 года, поддержал, по изложенным в иске и уточнениям к нему, основаниям.
Представители ответчиков администрации Северо-Енисейского района, МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», Управления образования администрации Северо-Енисейского района в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление каждый просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку ответчиками приняты все необходимые меры по оснащению территории МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» системой оповещения и управления эвакуацией, а именно между МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» и ИП Беляевым В.А заключен договор на выполнение работ по монтажу автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации от 30.10.2023. Срок выполнения работ установлен не позднее 25.12.2023 года, стоимость работ по данному договору составляет 599 857 рублей 12 коп., которые имеются в бюджете, что подтверждается уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от 23.10.2023 года № 821.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления Росгвардии по Красноярскому краю – Глотов Т.А., действующий на основании доверенности от 10.01.2023 года, в судебном заседании уточненные требования прокурора района поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, министерства образования Красноярского края в судебном заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не поступало.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья, а также гарантированное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а именно - нарушение интересов несовершеннолетних, осваивающих образовательные программы в учреждениях, а также педагогических коллективов и иных лиц, посещающих данные учреждения.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту "д" части 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из основных направлений противодействия терроризму является деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (часть 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
На основании пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, установлена необходимость оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные требования распространяются и на объекты (территории), отнесенные к четвертой категории опасности в соответствии с пп. «д» п. 24 Требований.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В соответствии с пунктами 6.1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2022 году прокуратурой Северо-Енисейского района Красноярского края проведена проверка исполнения Управлением образования администрации Северо-Енисейского района требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой установлено, что образовательные учреждения (школы) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что подтверждается ответом Управления образования администрации Северо-Енисейского района на представление прокурора № 7-1-1042 от 01.11.2022 года.
Согласно акта о проверке готовности общеобразовательного учреждения к 2023-2024 учебному году, составленного муниципальной комиссией, срок по оборудованию объектов (территории) автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации установлен в 2024 году.
Кроме того, в соответствии с письмом начальника Управления Росгвардии по Красноярскому краю от 25.08.2023 года, на территории края 352 школы не обрадованы системой оповещения и управления эвакуацией при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе МБОУ «Брянковская средняя школа № 5».
Согласно письма руководителя Управления образования администрации Северо-Енисейского района от 21.09.2023 года № 1791, в 2024 году включены в расходную часть бюджета Северо-Енисейского района затраты на выполнение мероприятий по оснащению образовательных учреждений (школы) системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Между тем, в материалы дела представлен договор № 783-10 на выполнение работ 233243450036024340100100210000000244 от 30.10.2023 года, заключенный между МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» (заказчик) и ИП Беляевым В.А. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по монтажу оборудования объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией при потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в здании школы МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» по адресу: п. Брянка, ул. Школьная, 42, отраженные в локальном сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить работу в размере 599 857 рублей 12 коп. без НДС.
Наличие указанной денежной суммы в бюджете МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» подтверждается уведомлением об изменении бюджетных ассигнований № 821 от 23.10.2023 года.
Оценив представленные доказательства и выслушав пояснения сторон в судебном заседании, суд приходит к выводу, что в настоящее время МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», имеющая 4 категорию опасности объекта, в нарушение п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 (ред. от 05.03.2022) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Северо-Енисейского района исковые требования, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом доводы стороны ответчика о принятии необходимых мер для устранения требований антитеррористического законодательства в МБОУ «Брянковская средняя школа № 5» не свидетельствуют о наличии в данной школе системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, как того требует вышеизложенное антитеррористическое законодательство.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», срок для исполнения данного решения суда 3 месяца, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать МБОУ «Брянковская средняя школа № 5», в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить объект (территорию) – образовательное учреждение, расположенное по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, п. Брянка, ул. Школьная, д. 42, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Тявлина
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2023 года.