Дело №33-5724/2024 (2-1702/2024)
27RS0001-01-2024-000660-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Хабаровск 19 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Моргунова Ю.В.
судей Жерносек О.В., Плотниковой Е.Г.
при секретаре Козулине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора г. Хабаровска в интересах Руцкого Д.В. к администрации г. Хабаровска о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Жерносек О.В., пояснения представителя администрации г.Хабаровска – Тимошенко Я.Е., прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора г.Хабаровска обратился в суд с интересах Руцкого Д.В. к администрации г. Хабаровска с названным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Хабаровска в связи с поступившим обращением Руцкого Д.В. проведена проверка исполнения требований законодательства при отлове и содержании животных без владельцев.
26 декабря 2023 года в районе ул.Ворошилова, д.25 в результате нападения безнадзорных собак Руцкой Д.В. причинен вред здоровью. По причине полученной травмы Руцкой Д.В. испытывал боль и нравственные страдания. Поскольку организация отлова безнадзорных животных является обязанностью администрации г. Хабаровска, факт нападения безнадзорных собак на Руцкого Д.В. и причинения ему телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Просил взыскать с администрации г. Хабаровска в пользу Руцкого Д.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 мая 2024 года исковые требования удовлетворены. С администрации г. Хабаровска в пользу Руцкого Д.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе администрация г. Хабаровска просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является муниципальное образование – городской округ «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска, взыскание должно осуществляться за счет казны муниципального образование. Настаивает на том, что администрация г.Хабаровска в полной мере выполняет обязанности по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Полагает, что заявленная сумма компенсация морального вреда носит чрезмерный и необоснованный характер. Указывает на отсутствие в резолютивной части решения суда ИНН лица, с которого должна быть взыскана компенсация. Ссылаясь на изложенное, требования истца находит не подлежащими удовлетворению.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Хабаровска – Тимошенко Я.Е. поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Лазарева Н.А. просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В силу ч. 4 ст.113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно п. 68 названного Постановления ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Участвующим в деле лицам направлялись извещения о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что информация о дате и времени судебного заседания была также опубликована на сайте Хабаровского краевого суда (ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ).
Таким образом, предусмотренные законом меры для надлежащего извещения участвующих в деле лиц, судебной коллегией были приняты, на основании ч.ч. 3, 4 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя администрации г.Хабаровска – Тимошенко Я.Е., прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 декабря 2023 года в районе ул. Ворошилова, д. 25 г.Хабаровска Руцков Д.В. подвергся укусам стаи безнадзорных собак, в результате чего получил множественные раны верхних и нижних конечностей.
В период с 26 декабря 2023 года по 05 января 2024 года Руцков Д.В. проходил стационарное лечение в КГБУЗ «Краевая клиническая больница имени профессора С.И. Сергеева» министерства здравоохранения Хабаровского края с диагнозом: Т01.8 – другие сочетания открытых ран, захватывающих несколько областей тела, множественные укушенные раны верхних и нижних конечностей, головы. В результате оказанной медицинской помощи проводилась хирургическая обработка ран, ставились уколы против бешенства.
В соответствии со справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю» от 15 июня 2010 года Руцков Д.В. является инвалидом 3 группы в результате полученной военной травмы.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией г.Хабаровска в 2022, 2023 гг. были заключены муниципальные контракты, в том числе, от 05 декабря 2023 года, с ИП Лемиховой Е.С. на оказание услуг по обращению с животными без владельцев. Исполнителем муниципального контракта в 2023 году в районе ул.Ворошилова, д.29 в г.Хабаровске произведен отлов 4 животных без владельцев.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, дав правовую оценку обстоятельствам и собранным по делу доказательствам, руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ, п. 143 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст.ст.3, 7, 8, 17, 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 4, 6 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года № 1180 об утверждении Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года № 582-пр об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, принимая во внимание разъяснения, данные в пп.1, 15, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», пп.11, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установив, что именно на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность осуществлять полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которую указанный ответчик не выполнил в полном объеме, что повлекло причинение вреда здоровью Руцкого Д.В., пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда.
При определении размера подлежащей взысканию суммы компенсации морального вреда, суд учел конкретные обстоятельства дела, степень физических и нравственных страданий Руцкова Д.В., наступившие для него последствия в виде переживаний и лечения от причиненных повреждений, его возраст, исходя из требований разумности и справедливости, взыскал с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.
В силу положений ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2).
Установленная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
В соответствии со ст.230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п.1 ст.231 ГК РФ переходят в муниципальную собственность.
Статьей 1 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст.3 указанного Федерального закона).
Частью 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями ст.8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.15 ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Исходя из правового анализа указанных норм права, принятие мер к отлову собак является обязанностью органа муниципального образования, а нападение безнадзорных собак на Руцкова Д.В. свидетельствует о том, что данная обязанность в должной мере не соблюдалась, полномочия по созданию условий, препятствующих бесконтрольному передвижению безнадзорных животных, относятся к полномочиям органа местного самоуправления, между ненадлежащим исполнением указанной обязанности и наступившим последствием в виде причинения вреда здоровью Руцкому Д.В. в результате нападения животных без владельцев имеется причинно-следственная связь.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы об исполнении администрацией г. Хабаровска в полном объеме полномочий по отлову безнадзорных животных, в том числе путем заключения муниципальных контрактов с ИП Лемиховой Е.С., не влекут отмену судебного постановления.
Заключение муниципальных контрактов для реализации переданного государственного полномочия, само по себе не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении обязанности организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по предотвращению причинения гражданам ущерба бродячими животными и не подтверждает необходимость освобождения органа местного самоуправления от ответственности за вред, возникающий вследствие организованной деятельности.
Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления, в том числе городского округа «Город Хабаровск», наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (ст.ст.1,2).
В силу ч.2 ст.1 названного Закона Хабаровского края, ст.5 Закона Хабаровского края от 25 декабря 2023 года № 459 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 года № 582-пр, осуществление государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований края путем отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержания животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещения в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Хабаровска является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относятся к полномочиям администрации г. Хабаровска, которая в силу п.3 ч.1 ст.19 Устава городского округа «Город Хабаровск» является органом местного самоуправления, по правилам ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий органа местного самоуправления возмещается за счет казны муниципального образования, от имени которого в соответствии со ст. 1071 ГК РФ выступает финансовый орган, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Не могут повлечь удовлетворение апелляционной жалобы и доводы о завышенной сумме компенсации морального вреда, поскольку определяя размер компенсации, суд обоснованно принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен моральный вред Руцкому Д.В., его индивидуальные особенности и возраст, характер повреждений, физическую боль, связанную как с повреждением здоровья, так и с процессом лечения и его длительностью, а также принципы разумности и справедливости. Оснований для снижения размера компенсации морального вреда, не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решение суда, указав в силу ч.5 ст.198 ГПК РФ идентификационный номер налогоплательщика – администрации г. Хабаровска, содержащийся в материалах дела, при этом данное дополнение основанием для отмены или изменения по существу правильно принятого решения не является.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 17 мая 2024 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть указанием на идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - администрации г.Хабаровска – 2702015107.
Апелляционную жалобу администрации г.Хабаровска оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи