УИД 32RS0020-01-2024-000638-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Навля Брянской области 23 октября 2024 г.
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи – Фирсовой А.Н.
при секретаре – Тимохиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чичковская средняя образовательная школа» об оснащении оконных блоков образовательного учреждения замками безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Чичковская СОШ» о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки помещений образовательного учреждения в соответствии с требованиями Свода Правил 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса в МБОУ «Чичковская СОШ» выявлено нарушение требований ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований Свода Правил 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», а именно 63 оконных блока здания учреждения не укомплектованы замками безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися (для предотвращения выпадения обучающихся из окон). Указанные обстоятельства являются недопустимыми, как создающие угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних.
В судебное заседание не явилась помощник прокурора Навлинского района Брянской области Карпикова М.А., действующая по доверенности, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме, не возражает о предоставлении срока исполнения решения суда 12 месяцев.
Представитель ответчика МБОУ «Чичковская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, директором МБОУ «Чичковская СОШ» Михайловой И.А. представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с заявленными исковыми требованиями согласны, просят установить срок исполнения решения суда - 1 год с даты его вынесения, в связи с тем, что в настоящее время ответчиком подготовлена информация в администрацию Навлинского района Брянской области о потребности в денежных средствах, с просьбой заложить в бюджете на 2025 год денежные средства на замки безопасности оконных блоков, предотвращающими возможность их распашного открывания обучающимися, ведется сбор коммерческих предложений у фирм производителей данной продукции, вынесение и утверждение решения о выделении денежных средств на сессии народных депутатов будет происходить при утверждении бюджета на 2025 год в декабре 2024 года, после чего ответчику необходимо подготовить смету, провести ее согласование, провести государственную экспертизу, провести торги, заключить контракт на приобретение оборудования, что требует значительных временных интервалов.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц администрации Навлинского района Брянской области и отдела образования администрации Навлинского района Брянской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу абз. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).
С 1 апреля 2024 года приказом Росстандарта от 27 марта 2014 года № 361ст введен в действие «ГОСТ 23166-2024. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные и балконные. Общие технические условия».
Пунктом 6.2.1 ГОСТ 23166-2024 установлено, что для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
а) откидно-поворотный способ открывания створчатых элементов, предусматривающий вначале при повороте ручки на 90° перевод створки в режим «Откидывание», а при последующем переводе ручки далее на 90° вертикально - перевод створки в распашное положение. Фурнитура с откидно-поворотным способом открывания должна комплектоваться специальной ручкой с ключом;
б) замки для обеспечения безопасности детей, предназначенные для блокировки распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении. Замки для обеспечения безопасности детей должны предусматривать запирание на ключ (иметь механизм запирания) либо запирание с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма;
в) оконные ручки, обеспечивающие возможность блокировки распашного открывания створок (для поворотно-откидных либо откидно-поворотных створок). Могут быть выполнены в виде оконных ручек со встроенным цилиндровым механизмом, обеспечивающим запирание створки в определенном положении; с кнопкой; с механическими блокировочными пластинами, расположенными в накладке под ручкой; в виде съемных ручек в соответствии с ГОСТ 30777, а также ручек для алюминиевых оконных блоков, состоящих из накладки со съемной рукояткой, закрепленной в корпусе с помощью защелкивающегося механизма, не позволяющего управлять оконной створкой в зафиксированном положении и не требующего применения замочного механизма;
г) ограничители поворотного (распашного) режима створки, обеспечивающие возможность поворота (распахивания) створки на безопасную ширину и фиксирующие створку в этом положении. Могут быть выполнены в виде гибкого троса, соединяющего корпус замка с ответной планкой; в виде жесткой планки, а также накладных ограничителей, разъединение которых возможно только в положении створки, ограниченном длиной пластины (место разъединения дополнительно защищается подвижной планкой с замком для обеспечения безопасности детей). Данные варианты подходят также для деревянных оконных блоков по ГОСТ 11214.
Устройства для обеспечения безопасности детей следует выбирать с учетом рекомендаций изготовителей данных устройств в зависимости от конструкции изделий и самого элемента безопасности с обязательным выполнением функции блокировки или ограничения распашного открывания.
Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016. Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (утв. Приказом Минстроя России от 17.08.2016 № 573/пр и введен в действие с 18.02.2017 г.), согласно которому оконные блоки в зданиях общеобразовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной 13.06.2024 прокуратурой Навлинского района Брянской области проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса установлено, что в МБОУ «Чичковская СОШ» имеется 63 оконных блока, которые в нарушение п. 7.1.10 Свода Правил 251.1325800, ГОСТ 23166-24 не оборудованы соответствующими системами (замками) безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися (л.д. 6), в связи с чем, 13.06.2024 в адрес директора МБОУ «Чичковская СОШ» прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства (л.д. 7-8).
Согласно ответу директора МБОУ «Чичковская СОШ» на указанное представление № 77 от 25.06.2024 (л.д. 9), представление рассмотрено, лицо, допустившее нарушение законодательства, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Директором МБОУ «Чичковская СОШ» 05.08.2024 и 07.10.2024 на имя заместителя главы администрации Навлинского района Брянской области – начальника отдела образования Малаховой Т.В. направлена информация о выделении денежных средств в размере 42 840 рублей для установки замков безопасности на распашных окнах в здании школы в количестве 63 штук.
Оценив представленные в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что отсутствие в МБОУ «Чичковская СОШ» замков безопасности на оконных блоках не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области охраны жизни и здоровья несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, в связи с чем, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом мнения представителей сторон, учитывая объем работ, необходимый для исполнения решения суда, то, что ответчик является бюджетным учреждением, в том числе принимая во внимание, что исполнение решения суда требует длительного времени и финансовых затрат, суд считает разумным установить ответчику срок для выполнения возложенных на него обязанностей – двенадцать месяцев со дня вынесения решения. По мнению суда, данный срок является необходимым и достаточным для совершения тех действий, которые ответчик должен произвести для исполнения решения суда.
В силу ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чичковская средняя образовательная школа» об оснащении оконных блоков замками безопасности - удовлетворить.
Обязать МБОУ «Чичковская СОШ» в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вынесения решения суда оборудовать 63 оконных блока в здании МБОУ «Чичковская СОШ» замками безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Фирсова
Мотивированное решение составлено 23.10.2024