УИД: 59RS0005-01-2021-000771-06
Дело 2-1621/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 мая 2021 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Поздеевой М.Е.,
с участием истца Шляпникова Н.А.,
представителя истца Накарякова О.П.,
представителя третьего лица Ивлева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шляпникова Николая Ивановича к администрации города Перми о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Шляпников Н.И. обратился в суд с иском к администрации города Перми о признании права собственности на жилой дом, указав в обоснование иска, что на основании договора купли-продажи от 22.07.2008 он является собственником земельного участка с кадастровым № для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
12.10.2020 в отношении указанного земельного участка был утвержден градостроительный план № в котором было определено место допустимого размещения индивидуального жилого дома, хоз.постройки, бани, а также установлена предельная высота зданий, строений, сооружений 12 метров и предельное количество этажей – 3.
02.11.2011 Шляпникову Н.И. было выдано разрешение на строительство № на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, сроком действия до 01.02.2021.
В 2020 строительство жилого дома было завершено, что подтверждается техническим паспортом от 25.12.2020.
Истцом в адрес Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми было направлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
09.12.2020 Департамент направил в адрес Шляпникова Н.И. уведомление о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым № и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства находится на расстоянии 170-190 метров от <адрес>, что нарушает минимальное расстояние от оси газопровода до ближайших зданий и сооружений в 200 метров, установленное п.1 таблицы 7 СП № «Свод правил. Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства труб», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 978/пр.
Письмом от 20.11.2020 № ООО «Лукойл-Пермь» отказало в согласовании Шляпникову Н.И. строительство жилого дома.
В связи с указанными обстоятельствами, Шляпников Н.И. лишен возможности завершить процедуру оформления права собственности на индивидуальный жилой дом, построенный на принадлежащем ему земельном участке. Тогда как при постройке жилого дома Шляпниковым Н.И. были соблюдены все требования действующего законодательства: жилой дом возведен на земельном участке категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в строгом соответствии с выданным разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка.
Сведений о прохождении промыслового газопровода «Каменный Лог-Пермь» рядом с земельным участком ни на момент приобретения Шляпниковым Н.И. земельного участка в 2008 году, ни на момент выдачи градостроительного плата в 2010 году, ни на момент выдачи разрешения на строительство в 2011 году не имелось, то есть Шляпников Н.И. не мог знать об ограничениях в виде запрета на строительство своего жилого дома в охранной зоне, установленных законом.
Считает, что ООО «Лукойл-Пермь» как эксплуатирующая организация не выполнила обязанность по установлению границ охранной зоны газопровода и наличию ограничений земельных участков, а также по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода.
Более того, минимальное расстояние от оси газопровода до ближайших зданий и сооружений в 200 метров взято Департаментом и ООО «Лукойл-Пермь» из п.1 таблицы 7 СП № «Свод правил. Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства труб», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 978/пр. Однако данный свод правил устанавливает минимальные необходимые требования к промысловым стальным трубопроводам и распространяется на проектирование, производство и приемку строительно-монтажных работ при сооружении, реконструкции и капитальном ремонте промысловых стальных трубопроводов.
На основании ст. ст. 12, 218 ГК РФ истец просит признать за ним право собственности на индивидуальный жилой дом (Литера А), площадью 249,2 кв.м, крыльцо (литера а), веранду (литера а1), навес (литера Г), сарай (литера Г1), расположенные по адресу: <адрес>.
Истец Шляпников Н.И., представитель истца Накарякова О.П. в судебном заседании действующий на основании доверенности исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении и отзыве на возражения ответчика.
Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явился, извещен, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, исковые требования не признают по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Из письменных возражений ответчика, приобщенных к материалами дела следует, что Шляпников Н.И. является собственником земельного участка с кадастровым № для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. 01.02.2011 Шляпников Н.И. получил разрешение на строительств № от департамента планирования и развития территории города Перми. 16.10.2020 истец обратился с уведомлением об изменении параметров планируемого строительства индивидуального жилищного строительства или садов, дома. 20.10.2020 департамент направил письмо о возврате уведомления об изменении параметров по причине отсутствия в нем сведений, указанных в ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ. 26.10.2020 истец повторно обратился с уведомлением об изменении параметров. 03.11.2020 департамент выдал уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства №.
01.12.2020 истец обратился с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства. 09.12.2020 департамент выдал уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности № по следующим основаниям.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок с кадастровым № частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории: <адрес>, установленной в соответствии с письмом ООО «Лукойл - Пермь» от 26.10.2018 №.
В соответствии с ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-41 «Об изменении внесений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» до дня установления зоны минимальных расстоянии магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводах нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.
В соответствии с представленным истцом письмом ООО «Лукойл-Пepмь» от 20.11.2020 № земельный участок с кадастровым № и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства находятся расстоянии 170-190 м от оси газопровода до ближайших зданий и сооружений, вместе с тем п. 1 таблицы 7 СП № «Свод правил. Трубопроводы промысловые нефти и газа. Правила проектирования и производства труб», утвержденных приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 978/пр, устанавливает минимальное расстояние от газопровода до ближайших зданий и сооружений - 200 м.
Таким образом, размещение планируемого к строительству о индивидуального жилищного строительства в зоне <адрес> должно быть согласовано с газопровода, в данном случае с ООО «Лукойл-Пермь».
Администрация города считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований истца поскольку порядок согласования строительства с организацией-собственником системы газоснабжения, порядок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию регламентированы нормами градостроительного законодательства и предусматривают получение соответствующих разрешений от компетентных органов, деятельность которых, суд при рассмотрении данного спора не может подменять.
Представитель третьего лица ООО «Лукойл-Пермь» Ивлев С.В. в судебном заседании изменил первоначальную позицию Общества об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Шляпникова Н.И. в связи с тем, что земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства расположены на расстоянии 170-190 метров от <адрес>, то есть в зоне его минимальных расстояний. ООО «Лукойл-Пермь» в ходе судебного разбирательства с выездом на местность произведен замер расстояния от <адрес> диаметром 720х10 до расположенных на земельном участке с кадастровым № строений: индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками. В результате установлено, что указанные строения находятся за пределами зоны минимальный расстояний газопровода. Таким образом, согласование Общества для размещения указанных строений ни регистрации прав на них не требуется.
Представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание направил ходатайство о рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление приобщенного в материалы дела следует, что по имеющейся информации, на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес> проходит промысловый газопровод <данные изъяты> (далее - Промысловый газопровод) диаметром 720 мм, транспортирующий попутный нефтяной газ, владельцем которого с 2012 года является эксплуатирующая организация ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». С 2002 по 2011 год промысловый газопровод <данные изъяты> находился в собственности организации ООО «Пермнефтегазпереработка» (предыдущее наименование юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтегазпереработка», прекратившего деятельность путем реорганизации в форме присоединения в 2014 году).
В соответствии с законодательством в области промышленной безопасности промысловый газопровод <данные изъяты> относится к категории опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса. Участок промыслового газопровода <данные изъяты>, проходящий на <адрес>, эксплуатируется в составе опасного производственного объекта III класса опасности «Система промыслового трубопровода попутного нефтяного газа «Каменный Лог-Пермь», зарегистрированного в государственном реестре производственных объектов (per. №).
Осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации данного опасного производственного объекта относится к полномочиям Западно-Уральского управления Ростехнадзора.
На основании законодательства Российской Федерации проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация промысловых трубопроводов должны осуществляться в соответствии с действующими нормативно-техническими правовыми актами и проектной документацией.
Промысловый газопровод <данные изъяты> введен в эксплуатацию в установленном порядке в 1963 году на основании акта, в котором указано, что газопровод построен в соответствии с проектной документацией. Проектирование и строительство промыслового газопровода <данные изъяты> осуществлялись в соответствии с нормативно-техническими документами, действующими в тот период времени.
Основными нормативными документами, регулирующими отношения в сфере проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации промысловых трубопроводов, являются ГОСТ Р 55990-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Месторождения нефтяные и газонефтяные. Промысловые трубопроводы. Нормы проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.04.2014 №-ст (далее - ГОСТ Р 55990-2014), СП № «Свод правил. Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ», утвержденный приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой от 16.12.2016 № 978/пр (далее - СП №), а также Федеральные_ нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и надзору от 15.12.2020 № (далее - Правила безопасности в не газовой промышленности), вступившие в силу с 1 января 2021 года и действующие до 1 января 2027 г.
Стандарт ГОСТ Р 55990-2014 распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые промысловые стальные трубопроводы н диаметром до № включительно с избыточным давлением среды 32,0 МПа газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений и подземных хранилищ газа. В разделе 7.2 ГОСТ Р 55990-2014 установлены минимальные расстояния от населенных пунктов, предприятии, объектов, здании, сооружений, транспортных и инженерных сетей до промысловых трубопроводов. Пунктом 7.2.3 стандарта предусмотрено, что расстояние от объекта до оси подземного трубопровода должно приниматься в зависимости от назначения объекта, присутствия на нем людей, класса и технических характеристик трубопровода, транспортируемого продукта и иных факторов. Если расстояние равно или превышает значение минимального расстояния, определенного в соответствии с требованиями данного раздела, то считается, что проектные решения соответствуют требованиям безопасности к техногенному воздействию трубопровода на объект (для некоторых случаев- техногенного воздействия объекта на трубопровод). В противном случае проектные мероприятия по обеспечению безопасности объектов относительно техногенного воздействия трубопровода должны обеспечиваться иным способом. Минимальные расстояния от объектов до оси газопроводов следует принимать согласно данным таблицы 6 «Минимальные расстояния от трубопроводов до объектов, зданий и сооружений (пункт 7.2.4 ГОСТ Р 55990-2014).
Свод правил СП №, введенный в действие с 17.06.2017, устанавливает минимальные необходимые требования к промысловым стальным трубопроводам и распространяется на проектирование, производство и приемку строительно-монтажных работ при сооружении, реконструкции и капитальном ремонте промысловых стальных трубопроводов номинальным диаметром до 1400 мм включительно с избыточным давлением среды не выше 32,0 МПа нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождений.
В соответствии с пунктом 6.5 Свода правил СП № безопасность в районах прохождения промысловых трубопроводов обеспечивается расположением их на соответствующих расстояниях от объектов инфраструктуры. Значения расстояний от оси подземных трубопроводов до зданий, сооружений и других инженерных сетей должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопровода, транспортируемого продукта, назначения объектов и степени обеспечения их безопасности, но не менее значений, приведенных в таблице 7 (пункт 6.6 СП №).
Понятия «зона минимальных расстояний до трубопроводов» и «охранная зона трубопроводов» относятся к видам зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, но имеют разное функциональное назначение.
Охранные зоны трубопроводов устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопроводов и минимизации рисков при постороннем вмешательстве.
Термин «минимальные расстояния» ранее применялся в ГОСТ Р 55435-2013. Национальный стандарт Российской Федерации «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание», который с 1 января 2021 года был отменен в связи с введением в действие на территории Российской Федерации ГОСТ 34182-2017 (Приказ Госстандарта от 13.10.2020 № 820-ст), который не содержит данного термина.
В соответствии с пунктом 3.22 отмененного ГОСТ Р 55435-2013 данный термин имел следующее определение: «Минимальные расстояния: Расстояния до магистральных трубопроводов от зданий, строений, сооружений и других объектов, определяющие границы территорий с особыми условиями использования, устанавливаемые вдоль линейной части магистральных трубопроводов и вокруг других объектов магистральных трубопроводов в целях обеспечения безопасности людей, зданий, строений и сооружений».
В связи с тем, что термин «минимально-допустимые расстояния» с соответствующим определением отсутствует в нормативных документах, распространяющихся на промысловые трубопроводы, понятие «минимальные расстояния от трубопроводов до объектов, зданий и сооружений» является условным в СП № и применяется на стадии проектирования промысловых трубопроводов, а не в процессе эксплуатации действующих трубопроводов.
Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (далее- Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на ОПО нефтегазодобывающих производств и на обеспечение готовности организаций эксплуатирующих ОПО нефтегазодобывающих производств, к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. В данных Правилах определены и конкретизированы требования к эксплуатации промысловых трубопроводов.
При эксплуатации промысловых трубопроводов работники эксплуатирующей организации в своей деятельности должны руководствоваться: проектной и исполнительной документацией; технологическими регламентами по эксплуатации промысловых трубопроводов; эксплуатационной документацией (пункт 880 Правил). Эксплуатационная документация разрабатывается на основании проектной, исполнительной документации, действующих нормативных правовых актов (пункт 881 Правил). На стадии проектирования, строительства, реконструкции, а также эксплуатации промысловых трубопроводов должен быть разработан технологический регламент (пункт 884 Правил).
Пунктом 892 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности предусмотрено, что прокладка наземных и подземных нефтегазоконденсатопроводов через населенные пункты не допускается. Согласно пункту 910 данных Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности линейная часть промысловых трубопроводов должна иметь охранную зону, размеры которой устанавливаются проектной документацией. В соответствии с пунктом 911 указанных Правил на территории охранной зоны нефтегазопроводов не допускается устройство колодцев, котлованов и других заглублений, не предусмотренных проектной документацией, за исключением углублений, выполняемых при ремонте или реконструкции по плану производства работ эксплуатирующей организации. Вспашка и обработка земли при ведении сельскохозяйственных работ допускается с письменного разрешения эксплуатирующей организации. В охранных зонах не допускается размещение постоянных и временных объектов капитального строительства зданий, строений и сооружений, а также выполнение иных действий, создающих помехи нормальной эксплуатации трубопровода и затрудняющих эксплуатирующей организацией осуществлять его техническое обслуживание, ревизию и ремонт. Проектирование, строительство, реконструкция, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, консервация и ликвидация сетей инженерно-технического обеспечения, линейных объектов на участках пересечения охранных зон организациями и частными лицами производятся по согласованию с организацией, эксплуатирующей трубопроводы.
Эксплуатация трубопроводов должна осуществляться при предусмотренных проектной документацией и отраженных в те паспорте (пункт 912 Правил). В соответствии с пунктом 927 Правил осмотр трассы промыслового трубопровода должен выполняться в целях контроля состояния охранной зоны, исправности оборудования, технических устройств и прилегающей территории, выявления факторов, которые создают угрозу безопасности и надежности эксплуатации промыслового трубопровода. В пункте 955 Правил определено, что трасса промыслового трубопровода на местности должна обозначаться щитовыми указателями, устанавливаемыми на высоте 1,5-2 м от поверхности земли в пределах прямой видимости через 500- 1000 м, а также на углах поворота и пересечениях с другими промысловыми трубопроводами и коммуникациями. Щит-указатель устанавливается в 1 м от оси подземного промыслового трубопровода или на его оси. На щите-указателе должны быть приведены следующие сведения: назначение, наименование промыслового трубопровода или входящего в его состав сооружения; местоположение оси промыслового трубопровода от основания знака; привязка знака на трассе (километр или пикет трассы); охранная зона промыслового трубопровода; телефоны организации, эксплуатирующей промысловый трубопровод (пункт 956 Правил).
Для исключения возможности повреждения трубопроводов вдоль трассы промыслового газопровода <данные изъяты>, проходящей на земельных участках в <адрес>, установлены охранные зоны в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. В 2010 году до начала межевания и застройки <адрес>, охранные зоны промыслового газопровода <данные изъяты> поставлены на кадастровый учет. При формировании земельных участков, расположенных в охранной зоне, в кадастровые дела данных участков вносилась информация об ограничении их в использовании.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В целях защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц в связи с социальной напряженностью, связанной со строительством объектов в зонах минимальных расстояний до трубопроводов, Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 27 декабря 2019 года) (далее - Федеральный закон № 342-Ф3) урегулированы проблемные вопросы о статусе минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта, которые признаны самостоятельным видом зон с особыми условиями использования территорий, а также порядок установления соответствующих границ зон минимально-допустимых расстояний трубопроводов и внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта.
При этом ч. 19 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что в срок до 01.06.2019 сведения о границах зон минимальных расстоянии должны были подготовить и предоставить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти только собственники тех магистральных или промышленных трубопроводов, в отношении которых до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ установлены минимальные расстояния до трубопроводов, и не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из ч. 8 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ следует, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования считаются установленными даже в случае отсутствия сведении о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территории, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
В соответствии ст. 106 Земельного кодекса Российской Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении вида зон с особыми условиями использования территории, в том числе, зон минимальных расстояний. Данными положениями должны быть определены требования к предельным размерам указанных зон и (или) размеров зон, перечень ограничений использования земельных участков которые могут быть установлены в границах зон, а также порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования данных зон.
Заслушав истца, представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
На основании пункта 2 статьи 263 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В судебном заседании установлено, что Шляпников Н.И. на основании договора купли-продажи от 22.07.2008 является собственником земельного участка с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11 том 1).
01.02.2011 Департаментом планирования и развития территории города Перми администрации города Перми Шляпникову Н.А. выдано Разрешение на строительство № для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения до 1 февраля 2021.
В установленный вышеуказанным разрешением срок жилой дом истцом был построен, что подтверждается Техническим паспортом здания (л.д.18-21 том 1).
15.10.2020 Шляпниковым Н.И. в адрес администрации города Перми направлено Уведомление об изменении параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства (л.д.39-42 том 1).
01.12.2020 Шляпниковым Н.И. в адрес Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми направлено Уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке № <адрес>.
20.10.2020 указанное уведомление возвращено Шляпникову Н.И. в связи с отсутствием сведений об отступах границ земельного участка.
23.10.2020, 30.11.2020 Шляпниковым Н.И. в адрес Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми вновь направлялись Уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке № <адрес> (л.д.43-45,50-53 том 1).
Уведомлением от 03.11.2020 Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми Шляпников Н.И. уведомлен о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Заявителю предложено представить согласие организации - собственника трубопровода на строительство объекта индивидуально-жилищного строительства в зоне минимальных расстояния от трубопровода <данные изъяты>.
09.12.2020 Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми вновь уведомил Шляпникова Н.И. о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности по основаниям: объект индивидуального жилищного строительства частично расположен в зоне минимальных расстояния от газопровода <данные изъяты>. Размещение планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства в зоне минимальных расстояний от газопровода «Каменный Лог-Пермь» организацией - собственником ООО «Лукойл-Пермь» не согласовано (л.д.15-16 том 1).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Из материалов дела также следует, что ООО «Лукойл-Пермь» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 28.06.2012 является собственником и организацией эксплуатирующей газопровод <данные изъяты> (л.д.71 том 1).
Указанный газопровод является подземным промысловым трубопроводом, предназначенным для транспортировки попутного нефтяного газа, протяженностью 65968,24 п.м. и входит в Перечень опасных производственных объектов ООО «Лукойл-Пермь», относится к производственным объектам III класса опасности и внесен в государственный реестр опасных производственных объектов (л.д.73-79 том 1).
Вместе с тем судом достоверно установлено, что индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> возведен Шляпниковым Н.И. на основании выданного администрацией города Перми Разрешения на строительство от 01.02.2011 на принадлежащем ему земельном участке с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство, и, соответственно, самовольной постройкой не является.
Из выводов заключения специалиста ООО «ТехЭксПро» от 05.04.2021 следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также иным требованиям, предъявляемым к домам жилым одноквартирным.
Сохранение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Дом, расположенный по адресу: расположенный по адресу: <адрес> пригоден для постоянного проживания (л.д.155-239 том 1).
Также судом достоверно установлено, что информация о месте нахождения газопровода <данные изъяты> была передана органам местного самоуправления и нанесена на карту территориального планирования только 26.10.2018.
Таким образом, доводы ответчика о том, что спорное строение возведено в охранной зоне газопровода, относящегося к производственным объектам III класса опасности, без получения предварительного согласия эксплуатирующей организации, признаются судом несостоятельными, так как в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Шляпников Н.И. не мог знать о наличии соответствующих ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ранее 26.10.2018 информация о месте нахождения газопровода и существующих ограничениях использования земельного участка передавалась в администрацию города ответчиком суду не представлено. Между тем Выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № свидетельствует, что по состоянию на 17.02.2021 какие-либо ограничения, обременения, в том числе в виде охранной зоны, отсутствуют.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Письмом от 22.04.2021 ООО «Лукойл-Пермь» уведомило Шляпникова Н.И. об отсутствии необходимости согласования Общества для размещения индивидуального жилого дома с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, так как в ходе обследования с выездом на место установлено, что указанные строения находятся за пределами зоны минимальных расстояний газопровода.
30.04.2021 Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми повторно вернул Шляпникову Н.И. уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства без рассмотрения в виду истечения срока действия разрешения на строительство от 01.02.2011 №.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств, что возведенное истцом строение построено с нарушением градостроительных норм и правил, письмом ООО «Лукойл-Пермь» от 22.04.2021 установлено об отсутствии нарушений охранной зоны газопровода и минимально допустимых расстояний от газопровода, спорный жилой дом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не затрагивает публичные интересы, следовательно, исковые требования Шляпникова Н.И. о признании права собственности на жилой дом с хозяйственными постройками, расположенные по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации возникшего права собственности Шляпникова Н.И. на жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шляпникова Николая Ивановича к администрации города Перми удовлетворить.
Признать за Шляпниковым Николаем Ивановичем право собственности на жилой дом (Литера А), площадью 249,2 кв.м, крыльцо (литера а), веранду (литера а1), навес (литера Г), сарай (литера Г1), расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2021.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: