УИД 34RS0002-01-2019-006978-82 Административное дело№ 2а-149/2020
Судья Серухина А.В. Дело № 33а-5699/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 июля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудряшова Ю.В. к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконными действий, о признании незаконным Распоряжения № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда»
по апелляционной жалобе административного истца Кудряшова Ю.В.
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 февраля 2020 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Кудряшова Ю.В. к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконными действий, о признании незаконным Распоряжения № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда», - отказать.
Отменить меры предварительной защиты принятые на основании определения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 1 октября 2019 г. в виде приостановления действия распоряжения администрации Дзержинского района г. Волгограда № 412-19-р «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда» от 24 сентября 2019 г. в части демонтажа нестационарных объектов – гаражей, расположенных у домов <адрес>.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Кудряшов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Дзержинского района Волгограда о признании незаконными действий, признании незаконным распоряжения.
В обоснование иска указал, что администрацией Дзержинского района Волгограда 24 сентября 2019 г. вынесено Распоряжение № 412-19-р «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда». Согласно указанному распоряжению собственникам самовольно установленных нестационарных объектов, расположенных на земельных участках по <адрес> предложено в срок не позднее пяти рабочих дней демонтировать самовольно установленные нестационарные объекты. Указанные нестационарные объекты возведены более сорока лет назад, представляют собой гаражи и погреба, являющиеся местом хранения автомашин, а также предназначены для бытового назначения. Считает, что указанное распоряжение затрагивает его интересы, поскольку он владеет одним из указанных объектов, а также интересы большого числа граждан. Кроме того, исполнение указанного распоряжения приведет к освобождению данной территории от металлических конструкций – нестационарных объектов имеющих фундамент различной степени скрепления с грунтом и представляет собой прямую опасность для последующих процессов образования селевых потоков и активизации динамики оползневой активности на левом береговом склоне р. <.......> на участке домов по <адрес>, представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан - жителей указанных домов. Просил признать незаконными действия администрации Дзержинского района г. Волгограда, признать незаконным и отменить Распоряжение № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда».
В судебном заседании административный истец уточнил заявленные требования, сославшись на инженерно – геологическое заключение ООО <.......>, согласно выводам которого исполнение Распоряжения № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда» приведет к оползневым и другим видам опасных экзогенных геологических процессов. Просил признать незаконными действия администрации Дзержинского района г. Волгограда, признать незаконным и отменить Распоряжение № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Кудряшов Ю.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав административного истца Кудряшова Ю.В., представителей административного истца Кудряшова Ю.В. – Г.А.В., С.С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Б.А.И., представителя административного ответчика администрации Дзержинского района Волгограда – П.А.И., полагавших решение районного суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом апелляционной инстанции установлено, земельные участки в районе домов <адрес> находится в ведении администрации Дзержинском районе г. Волгограда. Данные земельные участки не выделялись административному истцу в установленном порядке из государственной (муниципальной) собственности (государственная собственность на земельный участок не разграничена) для целей строительства.
Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и администрацией Дзержинского района г. Волгограда в рамках осуществления муниципального земельного контроля было установлено самовольное занятие земельных участков в районе домов <адрес> под металлические гаражи.
Материалы соответствующей проверки были переданы в Комиссию по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района г. Волгограда, которой принято решение – рекомендовать главе администрации Дзержинского района Волгограда издать распоряжение о демонтаже самовольно установленных объектов.
Администрацией Дзержинского района Волгограда принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «Об утверждении решения комиссии о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района». Распоряжение было опубликовано на объектах, а также в сети Интернет на официальном сайте администрации в газете <.......>.
Распоряжением администрации Дзержинского района Волгограда № 412-р от 24 сентября 2019 г. на основании протокола заседания названной комиссии от 24 сентября 2019 г. № <...>, принято решение предложить владельцам (собственникам) самовольно установленных нестационарных объектов, расположенных на земельных участках в районе домов <адрес> осуществить добровольный демонтаж данных объектов в срок не позднее 5-ти дней со дня заседания комиссии. В случае неисполнения ими распоряжения, принято решение демонтировать самовольно установленные нестационарные объекты.
Протокол заседания Комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных – нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда утвержден распоряжением администрации Дзержинского района г. Волгограда № 412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда» и официально опубликован в газете <.......> от ДД.ММ.ГГГГ
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска суд пришел к выводу о законности распоряжения администрации Дзержинского района г. Волгограда №412-19-р от 24 сентября 2019 г. «О демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Дзержинского района Волгограда».
Судебная коллегия соглашается с таким выводом.
Согласно п.п. 3, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утверждены Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно п.п. 2-6 названного «Порядка демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда» к нестационарным объектам относятся следующие виды движимого имущества, в том числе, металлические контейнеры и гаражи. Под демонтажем в рамках настоящего постановления понимаются мероприятия по отсоединению объекта от земельного участка или иного здания, строения, сооружения, в том числе с проведением необходимых монтажных или строительных работ. Демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, располагаемых внутри объектов, находящихся в муниципальной собственности, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение. Работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии). При выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в п. 3 настоящего Порядка, администрация соответствующего района Волгограда направляет в департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - ДМИ) запрос о проведении совместного обследования земельного участка (муниципального имущества), на котором расположен объект. ДМИ с привлечением специалистов администрации, управления экономического развития и инвестиций администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрацию.
По результатам рассмотрения акта обследования администрация в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления в администрацию акта обследования:
- определяет дату, время, место и вопросы повестки дня заседания комиссии;
- обеспечивает размещение информации о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения";
- направляет информацию о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования в официальном средстве массовой информации Волгограда;
- в случае выявления собственника объекта уведомляет его о дате, времени и месте заседания комиссии (заказным письмом, телеграммой, иным способом, подтверждающим получение уведомления).
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда не позднее трех дней со дня получения информации о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии из администрации обеспечивает ее опубликование в официальном средстве массовой информации Волгограда.
Заседание комиссии должно быть проведено не позднее 14 дней со дня поступления в администрацию акта обследования.
Комиссия рассматривает акт обследования и иные материалы на своем заседании на предмет наличия оснований для демонтажа выявленного объекта или отсутствия оснований для демонтажа объекта. Заседание комиссии оформляется протоколом.
В случае если по результатам рассмотрения комиссия придет к выводу о наличии оснований для демонтажа выявленного объекта, администрация в день заседания комиссии издает распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (далее - распоряжение) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, которое должно содержать:
наименование (тип (вид) самовольно установленного нестационарного объекта, его размеры, описание, местоположение;
предложение собственнику объекта осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заседания комиссии;
поручение конкретной организации в установленный срок (срок определяется распоряжением, начинает исчисляться со дня истечения срока на добровольный демонтаж и не может превышать пяти рабочих дней) осуществить выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объекта по истечении срока на добровольный демонтаж объекта;
состав исполнительной комиссии, контролирующей выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению самовольно установленного нестационарного объекта.
В день издания распоряжения администрация:
размещает распоряжение на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения" в подразделе соответствующего территориального подразделения;
направляет копию распоряжения в управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда для опубликования его в официальном средстве массовой информации Волгограда;
размещает информацию о принятом распоряжении на объекте с фото- или видеофиксацией;
в случае если известен собственник объекта, направляет копию распоряжения собственнику объекта (заказным письмом, телеграммой, иным способом, подтверждающим получение копии распоряжения).
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда не позднее трех дней со дня получения копии распоряжения из администрации обеспечивает его опубликование в ближайшем выпуске официального средства массовой информации Волгограда.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и подлежащие применению нормы права, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия данного решения и порядка его опубликования, по существу принятое решение норм права не нарушает.
Административному истцу для строительства названный участок не выделялся в порядке, установленном ЗК РФ, следовательно ни на земельный участок, ни на объекты возведенные на нем он прав не имеет.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение органа местного самоуправления, соответствует законодательству и прав административного истца не нарушает.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на инженерно – геологическое заключение ООО <.......>, выполненное по заказу Кудряшова Ю.В., в котором специалист приходит к выводу о том, по его мнению, демонтаж временных сооружений (гаражей) на названных участках, в некоторой степени «бронирующих» кромку оползневого склона, может нарушить сложившийся водный баланс территории и появлению новых оползневых деформаций, несостоятельна, поскольку данное письменное доказательство не относимо к спору и не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения муниципалитета, а потому у суда оснований для назначения судебной экспертизы по делу не было. Как не свидетельствует данное доказательство и о реальности угроз возникновения указанных оползневых деформаций территории.
При том, что в случае реального возникновения каких-либо отрицательных геологических процессов на земельных участках, угрожающих безопасности населения органы местного самоуправления имеют полномочия по их предотвращению и ликвидации в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также тех нормативных правовых актов, на которые ссылается автор апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кудряшова Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи