ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0016-01-2021-001213-54
дело № 33-1255/2022 поступило <...> года
судья Алексеева И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2022 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии: Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю., при секретаре Барановой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах Новолодской Ю.В. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» о понуждении обеспечить медицинскими изделиями по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать бесплатное обеспечение Новолодской Ю.В., <...> года рождения, тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мухоршибирская центральная районная больница» производить своевременную выписку Новолодской Ю.В., <...> года рождения, рецептов на тест полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Сметанину И.Г., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах Новолодской Ю.В., прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить Новолодскую Ю.В., <...> года рождения, тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с имеющейся потребностью, обязать ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ» производить своевременную выписку Новолодской Ю.В. рецептов на тест-полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с имеющейся потребностью.
Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Мухоршибирского района Республики Бурятия проведена проверка по обращению Новолодской Ю.В.. в связи с непредоставлением льготных рецептов на средства медицинского назначения. Новолодская Ю.В. состоит на диспансерном учете по заболеванию <...> с <...> года, является инвалидом <...> группы. Однако в 2021 году ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» льготные-рецепты на тест полоски, иглы для шприца ручки выписывает не в полном размере в связи с отсутствием финансирования. Так, в 2021 году Новолодской Ю.В. врачебной комиссией выписаны лекарственные препараты на тест полоски <...> №50 от 15 марта 2021 года. Согласно клиническим рекомендациям «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» 10-ый выпуск 2021 год: «самоконтроль гликемии больных сахарным диабетом 2 типа на интенсифицированной инсулинотерапии - не менее 4 раз в сутки, то есть тест полоски №50 - 29 упаковок в год на 1 пациента; техника инъекций и инфузий инсулина - иглы для шприца ручек № 100 - 15 упаковок в год на пациента.
С учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец окончательно просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать бесплатное обеспечение Новолодской Ю.В. тест полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Обязать ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» производить своевременную выписку Новолодской Ю.В. рецептов на тест полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
В судебном заседании истец Новолодская Ю.В., представитель истца Бадмаева А.Ц. иск поддержали.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Бурятия, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в письменном отзыве просил суд отказать в удовлетворении требований прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Представитель ответчика ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» Москвитина И.А. в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями, в последующем представитель Эрдынеева Т.Д. в отзыве возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия отказать, мотивируя тем, что истец Новолодская Ю.В. обеспечивалась лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по назначению лечащего врача и выписанным ей лечащим врачом рецептам. Расчет потребности на льготное обеспечение определяется аналогично федеральному порядку льготного обеспечения в рамках лимита, предусмотренного республиканским бюджетом, свыше которого Минздрав Республики Бурятия не может организовать закуп лекарственных средств и средств диагностики. Доводы Новолодской Ю.В. о приобретении тест-полосок и игл самостоятельно не объясняют причин ее необеспечения, неявки в иные месяцы и подлежат критике, так как Новолодская Ю.В. медицинского образования не имеет. Непосредственный лечебный эффект оказывает прием лекарственных препаратов, а не самоконтроль уровня сахара в крови. Судом первой инстанции учтены доводы истца о количественном определении тест-полосок, положенных Новолодской, что является полномочиями лечащего врача, что стало основанием для подтверждения обеспечения не в полном объеме. При этом отсутствуют доказательства назначения такого количества тест-полосок лечащим врачом при посещении Новолодской, что, по сути, является вмешательством в профессиональную медицинскую деятельность.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Бадмаева А.Ц. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сметанина И.Г. с доводами апелляционной жалобой не согласилась, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Материальный истец Новолодская Ю.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание судебной коллегии не явилась.
Ответчик Министерство здравоохранения Республики Бурятия, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница», извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание судебной коллегии представителя не направило, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных письменных пояснениях и.о. главного врача Кучинская Т.А. полагает, что исковые требования прокурора должны быть оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Сметанину И.Г., проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
К числу основных прав человека Конституцией РФ отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5-7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды, дети-инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
По смыслу пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление от 30.07.1994 № 890) утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения назначаются бесплатно. В указанный Перечень входит заболевание диабет.
При этом средства диагностики, к которым относятся тест-полоски к глюкометру, отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Согласно Постановлению от 30.07.1994 № 890 лица с диагнозом диабет обеспечиваются всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Инсулины короткого действия и их аналоги для инъекционного введения, в том числе инсулин аспарт, входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента Лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Согласно пункту 4 Правительства от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда отнесены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет, является социально значимым заболеванием.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.12.2020 № 833 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» установлен Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского предоставления, в который включены препараты для лечения сахарного диабета – гипогликемические препараты и инсулины.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2008 № 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом.
Настоящий Порядок определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета (пункт 1).
Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (пункт 3).
Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (п.5).
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижающих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций (пункт 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Новолодской Ю.В., <...> года рождения, установлена <...> группа инвалидности (в <...> году), с 1 января 2001 года состоит на диспансерном учете по заболеванию <...>, находится на инсулинотерапии.
От получения набора социальных услуг Новолодская Ю.В. не отказывалась.
Согласно заключению врачебной комиссии №<...> года разрешена выписка лекарственных препаратов по региональной программе, в том числе тест полоски <...> №50 1 уп.
Вместе с тем, по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, что Новолодской Ю.В. в соответствии с назначенным лечением требуется в день 4 тест полоски для определения уровня сахара в крови и иглы для введения инсулина в количестве 4 штук (4 инъекции), т.е. в месяц 120 тест полосок и 120 игл.
При этом фактически за 11 месяцев 2021 года и 1 месяц 2022 года Новолодской Ю.В. были выписаны льготные рецепты на тест-полоски (06.02.2020 года, 15.03.2021 года, 01.12.2021 года и 11.01.2022 года) всего в количестве 6 упаковок (300 штук) (4 упаковки выделены в ходе рассмотрения искового заявления), иглы для введения инсулина (01.12.2021) всего в количестве 1 упаковка.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Новолодская Ю.В. не обеспечена иглами для введения инсулина и тест-полосками для определения уровня сахара в крови по рецепту врача бесплатно.
При этом согласно сведениям ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» медицинские изделия не были выписаны, поскольку 1 сентября 2021 года по федеральной программе поступили 3 упаковки тест полосок на глюкометр, 17 сентября 2021 года была выписана последняя упаковка, на момент обращения Новолодской не было в наличии, после поступления пациентка не обращалась за выпиской препаратов и медицинских изделий.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что требуемые лекарственные препараты и средства диагностики для исполнения медицинских назначений врача предоставлялись истцу ненадлежащим образом, исходил из того, что истец, как лицо, страдающее <...>, имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299, предусмотрено бесплатное оказание медицинской помощи при болезнях эндокринной системы, в числе которых указан сахарный диабет.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств, с учетом приведенных норм, позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что истец. как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 вправе получать бесплатную медицинскую помощь, вопреки доводам апелляционной жалобы об обратном, включая средства медицинского назначения и диагностики, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики.
По тем же основаниям отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что непосредственный лечебный эффект оказывает прием лекарственных препаратов, а не самоконтроль уровня сахара в крови, что также не освобождает ответчика от исполнения обязанности организовать гарантированное государством обеспечение истца лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения. Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в лекарственных средствах и средствах диагностики, не представлено.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии оснований для льготного обеспечения истца тест-полосками из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 4 раз в сутки, из приказа Министерства здравоохранения РФ от 01.10.2020 № 1053Н следует усредненный показатель кратности применения для исследования уровня глюкозы в крови составляет 1 460, таким образом, в сутки указанный контроль исследования проводится не менее четырех раз. В суде установлено, что потребление назначенных препаратов является жизненно необходимым для истца, и она подлежит постоянному лечению, в связи с чем ей необходимо исследовать уровень глюкозы в крови не менее четырех раз в сутки.
При этом, доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в иглах и тест-полосках, не представлено.
Представленные в суд апелляционной инстанции копии реестров по остаткам медицинских изделий, лекарств в аптечном пункте ГБУЗ «Городская поликлиника №1» не свидетельствуют о том, что истец была обеспечена медицинскими изделиями в необходимом объеме, данные сведения являются общими.
Указание апеллянта на то, что истец Новолодская Ю.В. обеспечивалась лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по назначению врача и выписанным рецептам, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора. Согласно приведенным выше нормам на Министерство здравоохранения Республики Бурятия возлагаются обязанности по организации бесплатного обеспечения средствами медицинского назначения и диагностики в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом. Кроме того, установлено, что истец Новолодская Ю.В. была обеспечена тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в недостаточном количестве.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности превышения установленных лимитов финансирования не могут служить основанием для отказа в обеспечении пациента средствами медицинского назначения и диагностики в необходимом количестве, установленном в силу прямого указания закона.
Ссылки на возможную миграцию истца Новолодской Ю.В. не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения, поскольку являются предположением ответчика.
Учитывая наличие у Новолодской Ю.В. заболевания <...>, и нуждаемость в связи с этим в бесплатном обеспечении лекарственными средствами и средствами диагностики, принимая во внимание установленные в данной части нарушения ее прав со стороны ответчика, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора в указанной части, поскольку Новолодская Ю.В. относится к группе населения, которой при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда в остальной части может быть отменено или изменено, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно. Несогласие стороны ответчика с выводами суда и произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены решения суда, проверенного в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: