Дело № 11-58/2018
Изготовлено 07 марта 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ярославль 19 февраля 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Басковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии г.Ярославля на решение мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района города Ярославля от 28 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Дяковской Татьяны Николаевны к мэрии г. Ярославля о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
Истец Дяковская Т.Н. обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля о возмещении ущерба.
Решением мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля от 28.09.2017 года постановлено: Взыскать с мэрии города Ярославля в пользу Дяковской Т.Н. расходы по проведению восстановительного ремонта автомашины 37 499 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 6 000 рублей, расходы по оценке ущерба в сумме 5 000 рублей, расходы по оформлению доверенности в сумме 1200 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 1325 рублей.
На Дяковскую Т.Н. возложена обязанность передать мэрии г.Ярославля запасные части автомашины Ауди А3, подлежащие замене, согласно экспертному заключению ИП ФИО3 №63/08/17 от 28.08.2017 года в течение месяца с момента исполнения решения суда со стороны ответчика.
С данным решением суда не согласен ответчик мэрия города Ярославля, которые в апелляционной жалобе указали, что в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 19.11.2007 года №3744 в городе Ярославле создано МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля. Между заказчиком - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля и подрядчиком – ООО «Северный поток» заключен муниципальный контракт на 2017 год (06.03.2017 год -31.12.2017 год) на выполнение работ по текущему содержанию улично-дородной сети города Ярославля от 06.03.2017 года №39-Е-17. Пунктом 6.8. указанного муниципального контракта на подрядчика возложена обязанность по возмещению в полном объеме вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица в ходе выполнения работ по контракту. Пунктом 8.9. предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за соблюдение необходимых мероприятий по технике безопасности, соблюдению норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной, электробезопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли. Пункт 8.12. гласит, что подрядчик несет гражданско-правовую (имущественную), административную и иную ответственность за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие не исполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы). Таким образом, в силу п.2 ст.12 ФЗ от 10.12.1996 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организацией, ответственной за содержание улично-дорожной сети города Ярославля является ООО «Северный поток». Суд не принял во внимание положения ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ. Мэрия города Ярославля не является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того в апелляционной жалобе мэрия г.Ярославля указала, что согласно пункту 1.5 ПДД участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Водителем не соблюден безопасный скоростной режим, вследствие чего произошло дорожно-транспортное происшествие.
Просили отменить решение мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района города Ярославля № 2.4- 1947 /2017 от 28.09.2017 г. и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к мэрии города Ярославля.
Участники процесса о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи является обоснованным и законным, а апелляционная жалоба ответчика не содержит правовых оснований к отмене данного решения.
Мировым судьей по делу правильно установлены фактические обстоятельства дела, в том числе обстоятельства причинения повреждения имуществу истца.
Удовлетворяя исковые требования, мировой судья судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля пришел к выводу о том, что лицом, причинившим вред имуществу истца, является мэрия города Ярославля, которая, осуществляя полномочия органа местного самоуправления по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, не обеспечила надлежащее состояние дорожного полотна на <адрес>.
Суд апелляционной инстанции выводы мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля считает правильными, соответствующими материалам дела и закону - ст. ст. 15, 210, 1064 ГК РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
Мировым судьей судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля установлено и сторонами не оспаривалось, что непосредственной причиной повреждения автомобиля Кириллова С.И. 06.04.2017 года явилось ненадлежащее состояние дорожного полотна в районе <адрес>. При этом, как следует из представленных в материалы дела документов в действиях водителя Дяковской Т.Н. нарушений Правил дорожного движения не установлено.
Доводы мэрии г. Ярославля о не соблюдении Дяковской Т.Н. безопасного скоростного режима основаны на предположениях, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мэрия города Ярославля является ненадлежащим ответчиком, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и отклоняет.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по делу, суд исходил из того, что именно на мэрию города Ярославля законодательством возложена обязанность собственника по содержанию автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу статьи 6 указанного выше Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ и части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
В соответствии со статьей 98 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 N 42 (в редакции Решения Муниципалитета г. Ярославля от 07.12.2011 N 559), к полномочиям мэрии города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них (абзац 13).
На основании статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу вышеперечисленных положений суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по возмещению причиненного истцу вреда на мэрию города Ярославля, которая в данном случае не исполнила обязанность собственника по содержанию автомобильной дороги местного значения.
Законом обязанность по возмещению вреда в данном случае возложена на мэрию города Ярославля, оснований для возложения на подрядчика (ООО «Северный поток») ответственности за вред, причиненный имуществу истца в результате дорожно-транспортного происшествия, у суда не имелось.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены мировым судьей судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля правильно. Содержащиеся в решении выводы мирового судьи судебного участка №4 Кировского судебного района г.Ярославля соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному решению, судом не допущено.
По изложенным мотивам суд апелляционной инстанции оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.327-329 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░