РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 августа 2021 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,
с участием представителя административного (процессуального) истца - помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Камина А.В.,
при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–Р°-391/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Октябрьска Самарской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рі. Октябрьска Самарской области обратился РІ СЃСѓРґ РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, указав РІ обосновании заявленных требований РЅР° то, что РІ С…РѕРґРµ проведения мониторинга сети В«Рнтернет», осуществляемого РІ рамках надзора Р·Р° соблюдением законодательства Рѕ животном РјРёСЂРµ, выявлена страница Рнтернет-сайта:<данные изъяты>, РЅР° которой размещается информация, содержащая видео инструкцию РѕР± изготовлении РІ домашних условиях электроудочек для незаконного лова рыбы. Ссылаясь РЅР° указанные обстоятельства, административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать информацию, содержащуюся РІ информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет РЅР° странице Рнтернет-сайта: <данные изъяты> запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Представитель административного (процессуального) истца помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Октябрьска Самарской области Камин Рђ.Р’. РІ судебном заседании административные исковые требования поддерживал РІ полном объеме РїРѕ изложенным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении доводам, указав, что РІ настоящее время доступ Рє указанной выше информации РІ сети В«Рнтернет» РЅРµ ограничен.
Р’ судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Самарской области (далее - Управление Роскомнадзора РїРѕ Самарской области, Управление) Р¤РРћ4 (руководитель), РЅРµ явилась, направив заявление Рѕ рассмотрении административного дела РІ отсутствие представителя Управления, указав, что РїРѕ состоянию РЅР° 27.08.2021, вышеуказанный сайт РЅРµ внесен единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Владелец сайта (административный ответчик) не установлен.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 265.1 РљРђРЎ Р Р¤ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании информации, размещенной РІ информационно-телекоммуникационных сетях, РІ том числе РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что прокуратурой Рі. Октябрьска Самарской области РІ С…РѕРґРµ мониторинга сети В«Рнтернет» осуществляемого РІ рамках надзора Р·Р° соблюдением законодательства Рѕ животном РјРёСЂРµ выявлен сайт <данные изъяты>. РќР° странице указанного сайта находится информация, содержащая видео инструкцию РѕР± изготовлении РІ домашних условиях электроудочек для незаконного лова рыбы.
Рлектроудочка - РїСЂРёР±РѕСЂ для ловли рыбы СЃ помощью подачи РІ РІРѕРґСѓ электрического разряда, ловля рыбы СЃ помощью электричества называется электроловом. Рлектроудочка - РѕРґРёРЅ РёР· наиболее варварских методов браконьерского лова, строго запрещена законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Причины запрета - катастрофические последствия для ихтиофауны РѕС‚ воздействия мощных электроразрядов.
Р’С…РѕРґ РЅР° сайт свободный, РЅРµ требует предварительной регистрации Рё пароля, ознакомиться СЃ содержанием указанной страницы Рё воспользоваться информацией РІ электронном варианте может любой Рнтернет-пользователь.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20.12.2004 №166-ФЗ) в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №694 (ред. от 06.02.2012) утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Частью 1 ст. 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений. Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, сведения, размещенные РЅР° указанной странице Рнтернет-сайта <данные изъяты>, нарушают требования федерального законодательства, РЅРѕСЃРёС‚ противоправный характер, поскольку использование электроудочек Рё РёС… РѕР±РѕСЂРѕС‚ запрещены законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно использования электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
Учитывая, что использование электроудочек РІ конечном итоге может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно С‡. 1 СЃС‚. 10 Федерального закона РѕС‚ 20.12.2004 в„–166-ФЗ являются собственностью Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, доступ пользователям сети В«Рнтернет» Рє указанной информации противоречит положениям Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё федеральному законодательству.
По состоянию на дату вынесения настоящего судебного решения доступ к информации, размещенной по указанному адресу, не ограничен.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе скриншотами страниц сайта и письмом Управления Роскомнадзора по Самарской области.
Учитывая, что размещенная информация об изготовлении в домашних условиях электроудочек для незаконного лова рыбы носит противоправный характер, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность, суд приходит к выводу, что она подпадает под категорию информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„–149-ФЗ РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен).
Р’ указанный реестр включаются: доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено. Создание, формирование Рё ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции РїРѕ контролю Рё надзору РІ сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий Рё СЃРІСЏР·Рё, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Основаниями для включения РІ реестр указанных сведений является вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основаниями для включения РІ Единый реестр доменных имен этих сведений является, РІ частности, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„–149-ФЗ).
Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26.10.2012 в„–1101 утверждены Правила создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признание размещенной РІ сети В«Рнтернет» информации запрещенной Рє распространению является основанием для включения размещенных РЅР° сайте сведений РІ Единый реестр доменных имен.
Решение Рѕ включении РІ Единый реестр доменных имен, может быть обжаловано владельцем сайта РІ сети В«Рнтернет», провайдером хостинга, оператором СЃРІСЏР·Рё, оказывающим услуги РїРѕ предоставлению доступа Рє информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», РІ СЃСѓРґ РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ принятия такого решения.
Установить владельцев сайта (административный ответчик) РІ сети В«Рнтернет» РЅРµ представляется возможным РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ администрированием аккаунта СЃ территории иностранного государства, лица, действия которых послужили РїРѕРІРѕРґРѕРј для подачи административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, РЅРµ установлены.
Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РІ целях восстановления нарушенных прав граждан Рё РІРѕ исполнение действующего законодательства, доступ Рє Рнтернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить путем включения указанного сайта РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Учитывая изложенное, административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° подлежит удовлетворению, Р° информация, размещенная РїРѕ указанному выше адресу РІ сети В«Рнтернет», подлежит признанию информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, для последующего включения сайта РІ Единый реестр доменных имен.
Решение в соответствии с положениями части 4 статьи 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175, 178-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Октябрьска Самарской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную РІ сети В«Рнтернет» РЅР° странице Рнтернет-сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
РљРѕРїРёСЋ решения направить РІ Федеральную службу РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение суда изготовлено в полном объеме 30.08.2021.
Председательствующий: Л.М. Моисеева