Решение по делу № 8Г-822/2021 - (8Г-23731/2020) [88-4739/2021] от 28.12.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-4739/2021, 2-2453/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                     23 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Чуньковой Т.Ю.,

судей Ларионовой С.Г. и Нестеренко А.О.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Колпакова Ивана Александровича к Кулиджаняну Тарону Александровичу, Мушеганяну Артуру Вачиковичу, Сидоровой Евгении Александровне об оспаривании сделок с квартирами и признании права собственности,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Кулиджаняна, - Мальцева Дениса Валерьевича,

по кассационной жалобе истца на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2020 г.,

заслушав доклад судьи Нестеренко А.О.,

установила:

иск о признании недействительными сделок по переходу права собственности на квартиры в г. Новосибирске, применении последствий их недействительности в виде возврата квартир Кулиджаняну, признании за истцом права собственности на квартиры обоснован следующим. 2 октября 2018 г. продавец Кулиджанян в лице Мальцева, действующего по доверенности, и покупатель Колпаков заключили договоры купли-продажи данных квартир, расчет произведен полностью в тот же день. Однако 4 июля 2019 г. при подаче документов для государственной регистрации перехода права собственности выяснилось, что данные квартиры после заключения договоров купли-продажи с Колпаковым проданы Кулиджаняном иным лицам - Мушеганяну и Сидоровой – право собственности которых к моменту обращения Колпакова уже зарегистрировано. Истец полагал, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении правом и мнимости сделок оспариваемых.

Указанным решением, оставленным без изменения названным апелляционным определением, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе истец просил отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не дал оценки доводам истца о том, что он ранее других ответчиков заключил договоры купли-продажи квартир, является добросовестным в отличие от иных ответчиков, заключивших данные сделки с целью избежать Кулиджаняном обращения взыскания на данное имущество путем формального его переоформления на подконтрольных ему лиц, реально не пользующихся данными квартирами в отличие от истца, который проживает в этом же многоквартирном доме. Также ссылается на то, что при ознакомлении с материалами дела представитель истца обнаружил, что в деле отсутствовал протокол судебного заседания от 27 ноября 2019 г., по порядковым номерам пропущены листы 158-159, отсутствует аудиозапись судебного заседания, а решение принято с нарушением тайны совещательной комнаты.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Таких оснований по настоящему делу не имеется.

Разрешая спор, суды руководствовались положениями ст. 10, 166-168, 170, 398 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что договор купли-продажи квартиры от 5 октября 2018 г. с Мушегяном, договоры купли-продажи квартиры от 11 февраля 2019 г. с Сидоровой не могут быть признаны недействительными ввиду того, что к моменту подачи 4 июля 2019 г. истцом заявления о государственной регистрации перехода права собственности на данные квартиры основании договоров купли-продажи от 2 октября 2018 г. такое право зарегистрировано за Мушегяном и Сидоровой соответственно, которым квартиры переданы по вышеуказанным договорам, а истец доказательств фактического пользования квартирами, несения расходов по их содержанию не представил, право собственности на квартиры у него не возникло в связи с отсутствием государственной регистрации перехода к нему права собственности.

Обжалуемые судебные акты являются законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.

Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. В п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если продавец заключил несколько договоров купли-продажи в отношении одного и того же недвижимого имущества и произведена государственная регистрация перехода права собственности за одним из покупателей, другой покупатель вправе требовать от продавца возмещения убытков, вызванных неисполнением договора купли-продажи.

    Кроме того, истец ссылался на заключение оспариваемых им сделок Кулиджаняном с целью уклонения от обращения взыскания на данное имущество путём формального переоформления прав на него на подконтрольных ему Мушегяна и Сидорову. Однако сам факт заключения им же договоров в отношении этих же квартир с истцом этим обстоятельствам противоречит, поскольку их заключение с неподконтрольным ему истцом являлось реальным. Сохранение продавцом фактического владения квартирами как нарушение договора в основание иска не положено.

Доводы о процессуальных нарушениях аналогичны тем, что проверены судом апелляционной инстанции, в том числе путём исследования материалов служебной проверки, проведенной в суде первой инстанции, и законно и обоснованно отклонены, с чем суд кассационной инстанции соглашается.

Учитывая, что жалоба не подлежит удовлетворению, то в силу ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на ее заявителя.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 390, ст. 390.1 ГПК РФ,

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

    Председательствующий                    Т.Ю. Чунькова

    Судьи                                С.Г. Ларионова

                                        А.О. Нестеренко

8Г-822/2021 - (8Г-23731/2020) [88-4739/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Колпаков Иван Александрович
Ответчики
Сидорова Евгения Александровна
Мушегян Артур Вачикович
Кулиджанян Тарон Алексанович
Другие
Адвокат Ганьжин Евгений Викторович
Данилова Елена Анатольевна
Игумнов Александр Андреевич
Мальцев Денис Валерьевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
23.03.2021Судебное заседание
23.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее