Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 апреля 2015 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего Толстых М.М.
С участием помощника прокурора Богучанского района Верхотуровой Т.Н.
При секретаре Рубе А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад №» о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад №» о взыскании недополученной заработной платы, (МКДОУ детский сад №») о взыскании недополученной заработной платы, мотивируя тем, что ФИО1 работает в МКДОУ детский сад №»), заработная плата, выплачиваемая работнику, ниже минимального размера оплаты труда.
Так, согласно справке о начисленной и выплаченной заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ года, заработная плата ФИО1 составляла:
В декабре 2014г. –
оклад – 2231руб., доплата 5%-111,55руб, ночные часы-366,96руб, районный коэффициент-812,85 руб.., северный коэффициент -1354,76руб, региональные выплаты-2189,88руб, разовая доплата-100руб,
в январе 2015года
оклад – 2231руб., доплата 5%-111,55руб, ночные часы-559,61руб, праздничные часы-1115,50руб,районный коэффициент-1205,30руб., северный коэффициент-2008,83руб,
в феврале 2015года
оклад – 2231руб., доплата 5%-111,55руб, ночные часы-380,15руб,праздничные часы-264,20руб, районный коэффициент- 896,07руб., северный коэффициент-1493,45руб, региональные выплаты- 1790,58руб,
Таким образом, начисленная заработная плата указанному работнику, включая все доплаты и надбавки, увеличивалась до размера минимального, установленного указанным федеральным законом.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет - 6827руб.
Заработная плата ФИО1 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ-«О минимальном размере оплаты труда», а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем заработная плата окончательно начислялась в сумме 6827руб.
Согласно действующему законодательству заработная плата работников в 2014 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в размере 5554руб, с 1.01.2015г- 5965руб, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, в общей сумме 9997 руб. 20 коп., с 1.01.2015г- 10737руб. С учетом начисленных сумм, и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата работнику подлежит доначислению.
Представитель прокуратуры в судебном заседании Верхотурова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме,
Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном заявлении просила суд о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика – МКДОУ детский сад №4«Скворушка» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Богучанского района, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд возражения на исковое заявление в котором просил в исковых требованиях отказать, полагая, что на основании Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников муниципальных, бюджетных и казённых учреждений», региональная выплата работнику включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Представитель третьего лица Администрации Богучанского района в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил., не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнения представителя прокуратуры, суд находит, что требования, заявленные прокурором в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращении к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу – 50%.
В судебном заседании установлено, что прокурор Богучанского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1. о защите нарушенного права – получение не доначисленной заработной платы, согласно её заявлениям.
Следовательно, данное исковое заявление подано надлежащим лицом.
Также, в судебном заседании установлено, что ФИО1 работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № «Скворушка» <адрес>.
К заработной плате производились доплаты до размера минимальной заработной платы.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет - 6827руб
Заработная плата ФИО1 в декабре 2014г, -феврале 2015года с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера увеличивалась до уровня минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а затем к указанной заработной плате начислялась региональная выплата, в связи с чем, заработная плата окончательно начислялась в размере - 6827руб.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справки Управления образования администрации Богучанского района о начисленной заработной плате, заработная плата ФИО1 за декабрь 2014 года –февраль2015года должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, то есть в размере 5205рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным Законом № 82-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ года), с 1.01.2015г- 5965руб, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм в декабре 2014 года, -феврале 2015года, и подлежащих начислению в соответствии с действующим законодательством, заработная плата указанного работника подлежит доначислению за указанный период из расчета:
Расчет суммы
Подлежащей взысканию недоначисленной заработной платы ФИО1
1.Декабрь 2014 года:
5554 руб. + 4443,20 руб. (80%) - 9997,20 руб. - 7167 руб. (фактически начислено) = 2830,20 руб.
2.Январь 2015 года:
5965 руб. + 4772 руб. (80%) = 10737 руб. - 7231,79 руб. (фактически начислено) = 3505,21 руб.
3.Февраль 2015 года:
5965 руб. + 4772 руб. (80%) = 10737 руб. - 7167 руб. (фактически начислено) = 3570 руб.
Итого подлежит взысканию за декабрь 2014 года, январь-февраль 2015года 9905,41рубль
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании не доначисленной заработной платы, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению,
В соответствии со ст. 98, ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворённой части требований.
В деле прокурором было заявлено одно самостоятельное требование имущественного характера, следовательно, надлежит взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № « №» в пользу
ФИО1 недополученную заработную плату за декабрь 2014 года, январь-февраль 2015года в сумме 9905 рублей 41 копейку,
государственную пошлину в доход местного бюджета 400 рублей..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок со дня оглашения в полном объеме.
Председательствующий М.М.Толстых