УИД 12RS0013-01-2024-000457-98
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
п. Сернур
19 декабря 2024 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием старшего помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Домрачева С.В., истца Басовой Н.П., представителя ответчика ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» Глушковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Басовой Нины Петровны к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Басовой Н.П. обратился в суд с иском к ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» о признании решения незаконным, возложении обязанности, указывая, что прокуратурой района в ходе рассмотрения обращения Басовой Н.П. от 20 августа 2024 года в деятельности ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» выявлены нарушения законодательства о социальной поддержке граждан в связи с проведением догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл. В ходе проведения проверки установлено, что ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ рождения, который приходится сыном Басовой Н.П., с 28 сентября 2022 года призван на военную службу по мобилизации в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В соответствии с абз. 30 пп. «а» п. 4 Порядка предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2022 года № 437 (далее – Порядок), право на получение единовременной выплаты имеет, в том числе родитель участника специальной военной операции. Установлено, что Басова Н.П. 15 апреля 2024 года обратилась к ответчику со всеми документами, необходимыми для предоставления единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения, находящегося по адресу: <адрес>, вместе с тем, при написании Басовой Н.П. заявления о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения специалистом ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» ФИО26 сообщено Басовой Н.П. о том, что писать заявление о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения не нужно, так как для приобщения к указанному заявлению не хватает иных документов, в связи с чем заявление Басовой Н.П. принято и зарегистрировано не было. Проверкой установлено, что должностными лицами ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» содействие в реализации Басовой Н.П. законного права на получение предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения оказано не было, в том числе не разъяснялись положения Порядка, в том числе сроки подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл. В связи с этим Басовой Н.П. заявление на получение предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации с прилагаемыми документами было подано только 06 мая 2024 года и по результатам рассмотрения заявления 13 мая 2024 года ответчиком вынесено решение № № об отказе в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл в связи с тем, что в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2022 года № 437 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл» имел место пропуск срока подачи заявления о предоставлении гражданам единовременной выплаты по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл. Таким образом, ввиду бездействия должностных лиц ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл», выраженного в отказе Басовой Н.П. в принятии и регистрации заявления с прилагаемыми документами, а также ввиду отсутствия должной информационной поддержки срок подачи документов для получения выплаты Басовой Н.П. был пропущен, право на получение выплаты не реализовано. С учетом уточнения просит признать незаконным решение ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» № № от 13 мая 2024 года «Об отказе в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл», возложить на ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» обязанность рассмотреть заявление Басовой Н.П. о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения.
В возражении на исковое заявление представитель ответчика ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» указывает, что основной деятельностью учреждения является предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Марий Эл. Басова Н.А. обратилась за консультацией по вопросу предоставления единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл 02 апреля 2024 года. В ходе беседы специалистом Центра ФИО26 с заявителем было выяснено, что Басова Н.П. является матерью ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который призван на военную службу по мобилизации. В соответствии с абз. 30 подп. «а» п. 4 Порядка предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл Басова Н.П. имеет право на получение единовременной выплаты независимо от уровня дохода. Также в ходе консультации специалист выяснила, что договор с ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» Басовой Н.П. был заключен 25 января 2024 года, расходы на подключение и установку газоиспользующего оборудования были произведены Басовой Н.П. в полном объеме. Газовый котел и газовая плита были приобретены в декабре 2023 года, техническое присоединение по договору были оплачены в феврале и марте 2024 года, также в марте 2024 года она оплатила пуск газа. Специалистом Центра были даны разъяснения, что необходимо обратиться за единовременной выплатой на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл со всеми вышеперечисленными документами, в том числе и документами, подтверждающими оплату понесенных расходов до 30 апреля 2024 года (п. 8 Порядка). На момент обращения за консультацией у Басовой Н.П. не было полного пакета необходимых документов. Вся информация об условиях предоставления единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл находится в доступном для посетителей месте на информационном стенде в коридоре Центра. Доводы прокурора о том, что в случае, если заявитель по собственной инициативе не представил указанные в п. 12 Порядка документы, центр социальной поддержки населения в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления и приложенных к нему документов запрашивает их в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, считают необоснованными, так как в перечне документов, указанных в п. 12 Порядка, нет документов, подтверждающих фактически произведенные заявителем расходы (договор купли-продажи, кассовые чеки, товарные чеки, квитанции к приходным ордерам, квитанции или иные документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством), связанные с осуществлением мероприятий, указанных в подп. «а»-«д» п. 3 Порядка. Из чего следует, что ответчик не имеет возможности в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно запросить документы, подтверждающие понесенные расходы. В свою очередь в соответствии с п. 10 Порядка в случае выполнения одного или нескольких мероприятий, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка, заявитель вместе с заявлением и документами, указанными в п. 8 и п. 9 Порядка, дополнительно предоставляет копии документов, подтверждающих фактически произведенные заявителем расходы. Полный пакет документов Басова Н.П. представила в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» 06 мая 2024 года. Ответчик считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 8 Порядка предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл срок для подачи заявления на единовременную выплату на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Басовой Н.П. был пропущен.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл считает исковые требования прокурора Сернурского района в интересах Басовой Н.П. необоснованными в связи с выбором ненадлежащего способа защиты социального права. Установленный п. 8 Порядка предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл срок подачи заявления (не позднее 30 апреля 2024 года) для центра социальной поддержки населения, принимающего решение о предоставлении единовременной выплаты, является обязательным и пресекательным. Полагает, что решение ответчика от 13 мая 2024 года является законным и принятым в соответствии с положениями вышеуказанного Порядка, надлежащим способом защиты права Басовой Н.П. на получение единовременной выплаты является судебное восстановление ей срока подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты в связи с незначительным пропуском срока подачи заявления (три рабочих дня).
Прокурор Домрачев С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.
Истец Басова Н.П. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, также поддержала свои письменные объяснения от 25 ноября 2024 года, пояснила, что специалисты ответчика не разъясняли, что срок подачи заявления ограничен, 15 апреля 2024 года ею были представлены все необходимые документы.
Представитель ответчика ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» Глушкова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала по изложенным в возражении на иск доводам, просила в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания решения незаконным отказать, удовлетворение исковых требований в части возложения обязанности по рассмотрению заявления оставила на усмотрение суда. Пояснила, что факт участия ФИО17 в Специальной военной операции не оспаривает. Предусмотренных п. 22 Порядка оснований для принятия решения об отказе предоставлении единовременной выплаты установлено не было, проверка ими не проводилась, основанием для отказа явился только пропуск срока обращения с заявлением.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На основании ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность; конфиденциальность.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
На основании подп. 14 п. 1 Указа Главы Республики Марий Эл от 26 октября 2022 года № 176 «Об установлении в Республике Марий Эл дополнительных мер социальной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей» одной из дополнительных мер социальной поддержки является содействие семьям военнослужащих в оформлении документов для предоставления мер социальной поддержки, на получение которых имеет право семья.
В п. 2 Указа определено, что право на получение дополнительных мер социальной поддержки имеют проживающие в Республике Марий Эл (проживающие и обучающиеся в Республике Марий Эл, обучающиеся в Республике Марий Эл) члены семей военнослужащих из числа следующих категорий: граждан Российской Федерации, призванных на военную службу в Вооруженные Силы РФ по частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»; граждан Российской Федерации, заключивших в добровольном порядке контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или контракт о прохождении военной службы (службы) в войсках национальной гвардии Российской Федерации для принятия участия в специальной военной операции.
В целях настоящего Указа Главы Республики Марий Эл от 26 октября 2022 года, к членам семьи относятся, в том числе родители (усыновители) военнослужащего.
В соответствии с п. 3 Указа дополнительные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих при их обращении в заявительном порядке не ранее чем со дня убытия военнослужащего в места сбора и (или) на пункты (места) приема военнослужащих, призванных на военную службу для участия в специальной военной операции; предоставление дополнительных мер социальной поддержки осуществляется в период прохождения военнослужащим военной службы в рамках участия в специальной военной операции.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2022 года № 437 на территории Республики Марий Эл установлена дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл, а также утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка Министерством труда и социальной защиты Республики Марий Эл единовременная выплата осуществляется через государственные казенные учреждения Республики Марий Эл - центры предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл.
Единовременная выплата предоставляется на производство работ по осуществлению мероприятий в рамках догазификации, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка, по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - договор о подключении) и договорам подряда со специализированной организацией на производство работ по осуществлению мероприятий в отношении домовладения в рамках догазификации (далее - договор подряда) (в случае заключения договора подряда), заключенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 года № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» с 21 апреля 2021 года по 30 апреля 2024 года - гражданами, указанными в абзацах втором, шестом, восьмом - тридцатом подп. «а» и подп. «б» п. 4 настоящего Порядка.
Единовременная выплата предоставляется в целях догазификации домовладения, которая включает в себя следующие мероприятия по обеспечению готовности домовладений и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельных участков, расположенных на территории Республики Марий Эл, в рамках догазификации: а) по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям в пределах границ земельного участка; б) по проектированию сети газопотребления земельного участка; в) по приобретению и (или) по установке газоиспользующего оборудования; г) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода; д) по приобретению и (или) установке прибора учета газа (п. 3 Порядка).
Согласно абз. 30 пп. «а» п. 4 Порядка право на получение единовременной выплаты независимо от уровня дохода имеют, в том числе участники специальной военной операции или один из членов их семей (супруг (супруга), родители и совершеннолетние дети (усыновители и усыновленные).
Для получения единовременной выплаты заявитель не позднее 30 апреля 2024 года обращается в центр социальной поддержки населения по месту жительства с письменным заявлением о предоставлении гражданам единовременной выплаты по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и представляет документы: а) копии паспортов заявителя или иных документов, удостоверяющих личность всех членов семьи (гражданина); б) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к одной из категорий, указанных в п. 4 настоящего Порядка, за исключением справки, подтверждающей факт установления инвалидности; в) копия правоустанавливающего документа на объект газификации (если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости); г) копия договора о подключении и копия договора подряда (в случае заключения договора подряда), одной из сторон которых является заявитель, заключенных в периоды, предусмотренные абзацами четвертым и пятым п. 1 настоящего Порядка; д) копия документа с указанием реквизитов счета гражданина, являющегося заявителем, открытого в российской кредитной организации; е) согласие на обработку персональных данных всех членов семьи заявителя (п. 8 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка заявление и приложенные к нему документы регистрируются центром социальной поддержки населения в день поступления указанного заявления.
В случае выполнения всех мероприятий, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка, заявитель вместе с заявлением и документами, указанными в п. 8 и 9 настоящего Порядка, дополнительно представляет: а) копии акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) и акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; б) копии документов, подтверждающих фактически произведенные заявителем и (или) членами его семьи (супругом (супругой), родителями, совершеннолетними детьми, усыновителями или усыновленными) расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением) к газораспределительным сетям в пределах границ земельного участка; проектированием сети газопотребления земельного участка; приобретением и (или) установкой газоиспользующего оборудования; строительством либо реконструкцией внутреннего газопровода; приобретением и (или) установкой прибора учета газа (договоры купли-продажи, кассовые чеки, товарные чеки, квитанции к приходным ордерам, квитанции или иные документы), оформленные в соответствии с законодательством (п. 11 Порядка).
Заявитель в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации вправе по собственной инициативе представить дополнительные документы, указанные в п. 12 Порядка.
В п. 14 Порядка предусмотрено, что центр социальной поддержки населения вправе проверять достоверность сведений, указанных в заявлении и документах, представленных заявителем (уполномоченным представителем). В этих целях центр социальной поддержки населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, и которые заявитель вправе представить.
Срок принятия центром социальной поддержки населения решения о предоставлении единовременной выплаты либо решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты и направления (вручения) уведомления о принятом решении составляет 10 календарных дней со дня регистрации заявления центром социальной поддержки населения (п. 19 Порядка).
Как следует из материалов дела, Басова Н.П. является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Из справки Кукнурской сельской администрацией Сернурского муниципального района Республики Марий Эл № № от 12 апреля 2024 года следует, что по адресу: <адрес> проживают Басова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Басова Н.П. является матерью ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается копией записи акта о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, копией записи акта о заключении брака № 63 от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ года Военного комиссариата Сернурского района Республики Марий Эл Министерства обороны РФ ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ состоящий на воинском учете в военной комиссариате Сернурского района Республики Марий Эл, призван на военную службу по мобилизации 28 сентября 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Из заявления Басовой Н.П. о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл следует, что истец обратилась в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населения в Сернурской районе Республики Марий Эл» с указанным заявлением 06 мая 2024 года.
К заявлению Басовой Н.П. приложены договор о подключении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации от 25 января 2024 года, акты приемки законченного строительством объекта сети газопотребления, акт о готовности сетей, подключении от 10 апреля 2024, акт о приемке выполненных работ от 12 марта 2024 года, квитанции и чеки об оплате, товарный чек от 17 декабря 2023 года, правоустанавливающие документы на жилой дом, а также документы, подтверждающие участие ФИО17 в Специальной военной операции.
Решением ГКУ Республики Марий Эл «Центр социальной поддержки в Сернурском районе» № № от 13 мая 2024 года заявителю Басовой Н.П. в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл отказано в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 ноября 2023 года № 575, согласно абз. 1 п. 8 Порядка предоставления единовременной выплаты на оплату указанных расходов заявитель не позднее 30 апреля 2024 года обращается в центр социальной поддержки населения по месту жительства с письменным заявлением, заявитель Басова Н.П. обратилась с заявлением о предоставлении единовременной выплаты 06 мая 2024 года.
Между тем, из объяснений Басовой Н.П. от 25 ноября 2024 года следует, что в декабре 2023 года она решила подключить свой дом к газовому оборудованию, а именно подключить газовый котел отопления и газовую плиту, с этой целью обратилась в «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» в п. Сернур, где сообщили, что необходимо обратиться в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» для разъяснения всех вопросов по возмещению расходов. Далее обратилась в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл», где разъяснили, что для возмещения расходов необходимо собрать все документы по подключению и кассовые чеки на приобретение газового оборудования. 17 декабря 2023 года приобрела газовый котел и газовую плиту и в дальнейшем с «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» был заключен договор на подключение и установку газового оборудования. 02 апреля 2024 года вновь обратилась в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» с целью возмещения расходов по догазификации и составления заявления о возмещении расходов, на что ей пояснили, что дополнительно ко всем представленным документам необходимо приобщить акт подключения и акт готовности сетей газопотребления, а также справку о составе семьи, семейном положении и документ, подтверждающий, что ее сын ФИО17 находится на СВО. ФИО26 пояснила, что при предоставлении указанных документов они примут заявление на возмещение расходов по догазификации. В указанный день заявление на возмещение расходов не было составлено. 15 апреля 2024 года Басова Н.П. обратилась к ФИО26 и представила все необходимые документы, Басовой Н.П. выдали бланк заявления. Далее ФИО26 сообщила о том, что субсидирование программы по единовременной выплате в настоящее время приостановлено, заявление писать в настоящее время не надо, при этом ей не разъяснили о сроке подачи заявления до 30 апреля 2024 года. В указанный день заявление ею не было составлено по указанной причине. После этого несколько раз звонила в учреждение, ей отвечали, что необходимо подождать. 06 мая 2024 года написала заявление, ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» вынесло решение об отказе ввиду пропуска срока подачи заявления.
Как следует из объяснений ФИО26 от 29 ноября 2024 года, она работала в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» в период с <данные изъяты> года. В ее должностные обязанности входило консультирование по вопросам получения социальных выплат и приемка документов для получения указанных выплат. В декабре 2023 года в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» обратилась Басова Н.П. по вопросу разъяснения порядка получения социальной выплаты по догазификации, на что ей разъяснено, что для возмещения расходов необходимо собрать все документы по подключению и кассовые чеки на приобретение газового оборудования. В апреле 2024 года Басова Н.П. вновь обратилась в Центр с целью возмещения расходов по догазификации, ей было предложено дополнительно представить акт подключения и акт готовности сетей газопотребления, а также справку о составе семьи, семейном положении и документ, подтверждающий, что ее сын находится на СВО. Также ей пояснила, что при предоставлении указанных документов заявление на возмещение расходов по догазификации у нее примут. В середине апреля 2024 года Басова Н.П. вновь обратилась в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл», ей выдан бланк для заполнения заявления, однако, проконсультировавшись с ФИО29 или ФИО30 (точно не помнит), сообщила Басовой Н.П., что заполнять заявление не нужно, так как для приобщения отсутствуют какие-то документы. О том, разъяснялись ли Басовой Н.П. сроки предоставления и подачи заявления на возмещение расходов по догазификации, не помнит, хотя они обязаны разъяснять гражданам порядок и сроки предоставления мер социальной поддержки, а также обязаны принимать заявление от граждан, в том числе, если гражданин предоставил неполный комплект документов. Было ли Басовой Н.П. известно о том, что указанная программа действует до 30 апреля 2024 года, пояснить не может. После майских праздников Басова Н.П. пришла в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» и написала заявление о предоставлении единовременной выплате по догазификации, которое приняла ведущий специалист ФИО28 Басовой Н.П. было отказано в предоставлении единовременной выплаты по догазификации в связи с пропуском срока на обращение с заявлением по указанной выплате. Заявление Басовой Н.П. в середине апреля 2024 года не было принято ввиду того, что руководство ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» сообщило, что у Басовой Н.П. отсутствуют какие-то документы и принимать заявление не нужно без их предоставления.
В соответствии с письменными объяснениями ФИО25 от 02 декабря 2024 года состоит в должности главного специалиста ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл». В ее должностные обязанности, кроме прочего, входит назначение социальных выплат. По вопросу предоставления социальной выплаты по догазификации Басова Н.М. к ней не обращалась. О том, подходил ли к ней специалист ФИО26 для консультации по поводу обращения Басовой Н.П. о получении мер социальной поддержки по догазификации, не помнит. Может предположить, что когда Басова Н.П. приходила в учреждение по вопросу предоставления социальной выплаты по догазификации, ею не было собрано необходимое количество документов по догазификации, в том числе акты подключения и акт готовности сетей газопотребления, и без указанных документов принять заявление о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации они не вправе. Заявление принимается лишь когда у заявителя на руках имеется полный комплект документов.
Согласно оспариваемому решению ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» основанием для отказа Басовой Н.П. в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений является обращение с соответствующим заявлением с пропуском предусмотренного срока – позднее 30 апреля 2024 года.
Вместе с тем, в силу п. 22 вышеуказанного Порядка основаниями для принятия центром социальной поддержки населения решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты являются: а) несоответствие хотя бы одному из условий предоставления единовременной выплаты, установленных в п. 5 настоящего Порядка; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п. 8 и 9 настоящего Порядка; в) представление заявителем документов, содержащих недостоверные или неполные сведения; г) наличие не соответствующего размера среднедушевого дохода семьи заявителя; д) отсутствие в расчетном периоде у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от выполнения трудовых или иных обязанностей (в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье), от предпринимательской деятельности, а также в виде пенсий, стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям.
Иных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты, в том числе указанного в оспариваемом решении – пропуск срока для подачи заявления, а также непредставление указанных в п. 11 Порядка документов, Порядком предоставления гражданам единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл не предусмотрено.
Кроме того, из материалов дела следует, что Басова Н.П. проживает в другом населенном пункте, ранее неоднократно, а именно 02 апреля 2024 года, 15 апреля 2024 года обращалась вГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» с целью возмещения расходов по догазификации и составления заявления о возмещении расходов, то есть выразила свою волю на реализацию права на получение единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений в установленный срок, заблуждаясь в силу отсутствия необходимой информации, что такой срок не ограничен законодательством, однако истцу указывалось о необходимости предоставления дополнительных документов, о приостановлении субсидирования программы по единовременной выплате, при этом об ограничении срока подачи заявления и необходимости оформления такого заявления сотрудниками ответчика не разъяснялось, доказательств обратному суду не предоставлено. Заявление истцом было подано и принято ответчиком 06 мая 2024 года. Суд также учитывает, что период с 28 апреля по 01 мая 2024 года приходился на выходные и нерабочие праздничные дни.
Следовательно, отказ ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурской районе Республики Марий Эл» в предоставлении Басовой Н.П. указанной единовременной выплаты исключительно в связи с пропуском срока обращения, установленного органом исполнительной власти, нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Сернурского района в интересах Басовой Н.П., признании решения ГКУ Республики Марий Эл «Центр представления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» № № от 13 мая 2024 года об отказе в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл незаконным, возложении на ответчика обязанности рассмотреть заявление Басовой Н.П. о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения на территории Республики Марий Эл.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Басовой Нины Петровны удовлетворить.
Признать решение Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» № № от 13 мая 2024 годаоб отказе в предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладений на территории Республики Марий Эл незаконным.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» (ИНН 1212006302) рассмотреть заявление Басовой Нины Петровны (паспорт №) о предоставлении единовременной выплаты на оплату расходов по догазификации домовладения на территории Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2024 года.