Дело № 2-536/2024 <данные изъяты>
74RS0037-01-2024-000164-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2024 года г.Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Гараниной О.Н.,
при секретаре Шишкиной Н.М.,
с участием прокурора Уткиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-536/2024 по иску Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Саткинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в котором просит обязать ответчика:
произвести на центральной мазутной котельной п. Бердяуш Саткинского муниципального района Челябинской области замену котла водогрейного стального автоматизированного типа КВСА № на новый котел;
обеспечить наличие на центральной мазутной котельной <адрес> двух горелочных устройств, отвечающих техническим характеристикам установленного котельного оборудования.
В обоснование исковых требований указал на то, что Саткинской городской прокуратурой проведен мониторинг работы центральной мазутной котельной <адрес> в зимних периодах, а также обеспечения населения <адрес> и социальных объектов, расположенных на его территории, коммунальной услугой теплоснабжения, в результате которого установлено, что работа центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района нестабильна, администрацией <адрес> района не обеспечено надежное теплоснабжение населения, что может привести к росту социальной напряженности среди населения и тяжким последствиям (возникновение заболеваний, возможная угроза жизни, причинение материального ущерба и морального вреда гражданам), возникновению чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, направил ходатайство о рассмотрении дела в своей отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «ЖКХ-Бердяуш» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и достоверную информацию о ее состоянии.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на жилище.
Органы местного самоуправления создают условия для реализации гражданами этого права (ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.
В силу п.п. 8, 14, 17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Согласно п.п. 1,4 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения.
В соответствии с п.п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.
На территории Бердяушского городского поселения вопросы местного значения по организации теплоснабжения населения в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решаются администрацией Бердяушского городского поселения.
Согласно абз. 1 ст. 7, п.п. «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации осуществляют государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, Саткинской городской прокуратурой проведен мониторинг работы центральной мазутной котельной <адрес> в зимних периодах, а также обеспечения населения Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> и социальных объектов, расположенных на его территории, коммунальной услугой теплоснабжения.
Проверкой установлено, что на территории Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района функционирует центральная мазутная котельная, в которой расположено оборудование, обслуживаемое и эксплуатируемое ООО «ЖКХ-Бердяуш» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с администрацией Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района.
ООО «ЖКХ-Бердяуш» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, поставка которого осуществляется в жилой фонд, расположенный на территории поселка, а также на социально-значимые объекты: МКОУ «СОШ № р.<адрес>», МКДОУ «Детский сад № р.<адрес>».
В здании центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района расположено четыре водогрейных котла, обязательное функционирование которых необходимо в целях обеспечения надлежащей коммунальной услугой отопления населения в зимний период времени. Длительное время в работоспособном состоянии находится три водогрейных котла, что не отвечает требованиям надежности теплоснабжения.
Так, при наступлении в декабре 2023 года аномально отрицательных температур наружного воздуха, параметры работы центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района не соответствовали температурному графику, разработанному и утверждённому ООО «ЖКХ-Бердяуш» и администрацией Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района.
Специалистом Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» во исполнение поручения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Саткинском, Ашинском и <адрес>х, направленного в рамках требования городской прокуратуры о выделения специалиста, ДД.ММ.ГГГГ проведены замеры параметров микроклимата в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах №, №, №, № по <адрес>, в МКОУ «СОШ № р.<адрес>», МКДОУ «Детский сад № р.<адрес>».
Согласно заключениям температура микроклимата в жилых помещениях, детском саду и школе не соответствует требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства.
В соответствии с данными оперативного журнала работы центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ оборудование котельной функционировало в аварийном режиме, несоответствующем температурному графику, что и повлекло ненадлежащее отопление в жилых помещениях многоквартирных домов, объектах социального назначения.
Администрацией Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района представлен протокол комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что комиссией в составе главы поселения, депутата поселения, директора и главного инженера ООО «ЖКХ-Бердяуш», а также инженера ПТО ООО «Теплосервис» проведено обследование водогрейного котла КВСА №, установленного на центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района. Котел введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, проработал без проведения капитального ремонта 14 лет, дымогарные трубы котла имеют значительную степень прогара, выполнена сварка, в местах прогара топочной камеры установлены (приварены) дополнительные пластины. Комиссия пришла к выводу, что котел находится в аварийном состоянии, проведение его ремонта нецелесообразно, требуется его замена на новый котел аналогичной мощности.
Из паспорта котла водогрейного стального автоматизированного типа КВСА № следует, что котел изготовлен в ДД.ММ.ГГГГ, его установка на центральную мазутную котельную <адрес> муниципального района произведена ДД.ММ.ГГГГ, при этом, расчетный срок службы котла составляет 10 лет (раздел гарантии изготовителя). В паспорте также имеются записи о проведении ремонта котла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом, расчетный срок службы котла составляет 10 лет (паспорт котла, раздел гарантии изготовителя). Таким образом, срок службы котла истек.
Кроме того, установлено, что к оборудованию, функционирование которого необходимо для работы котлов, относятся горелочные устройства (на каждый котел по одному горелочному устройству).
Согласно сведениям, предоставленным ООО «ЖКХ-Бердяуш», в период проведения капитального ремонта котельного оборудования в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Бердяушского городского поселения произведена закупка двух горелочных устройств Olion, которые по своим технологическим характеристикам неспособны к работе на оборудовании центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района. В ходе проведения пуско-наладочных работ горелочные устройства не проработали и 72-х часов. В настоящее время горелочные устройства не эксплуатируются, складированы в здании котельной. В распоряжении ООО «ЖКХ-Бердяуш» находится два горелочных устройства, в целях обеспечения бесперебойной работы котельной требуется наличие на котельной еще двух горелочных устройств.
С учетом вышеизложенного, работа центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района нестабильна, администрацией Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района не обеспечено надежное теплоснабжение населения, что может привести к росту социальной напряженности среди населения и тяжким последствиям (возникновение заболеваний, возможная угроза жизни, причинение материального ущерба и морального вреда гражданам), возникновению чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на Администрацию Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> следует возложить обязанность произвести на центральной мазутной котельной <адрес> муниципального района <адрес> замену котла водогрейного стального автоматизированного типа КВСА № на новый котел; обеспечить наличие на центральной мазутной котельной <адрес> двух горелочных устройств, отвечающих техническим характеристикам установленного котельного оборудования.
С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, процедуры заключения муниципальных контрактов на проведение работ и закупку оборудования, считает возможным установить срок исполнения обязанности Администрацией Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Бердяушского городского поселения Саткинского муниципального района <адрес> (ИНН 7417002758) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
произвести на центральной мазутной котельной <адрес> замену котла водогрейного стального автоматизированного типа КВСА № на новый котел;
обеспечить наличие на центральной мазутной котельной <адрес> двух горелочных устройств, отвечающих техническим характеристикам установленного котельного оборудования.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий /подпись/ О.Н. Гаранина
Мотивированное решение составлено 14 марта 2024 года
Верно:
Судья: О.Н. Гаранина
Секретарь: Н.М. Шишкина
Подлинное решение хранится в деле №2-536/2024 Саткинского городского суда Челябинской области.