Решение по делу № 2-387/2019 от 29.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2019 года                                                                                                         Поселок Нижний Ингаш

    Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующей судьи Бондаренко Г.В.,

    при секретаре Юзефович Н.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-387/2019 (24RS0038-01-2019-000428-32) по иску Порошиной С. А. к МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Установил:

Порошина С.А. обратилась в суд с иском к МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры», с учетом уточнения исковых требований, в котором просит обязать ответчика начислить и выплатить ей недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июль и август 2018 года в размере 14807,68 рублей; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, возместить судебные расходы в размере 2000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что она с 18.09.2017 года работает у ответчика в должности <данные изъяты> на 1 ставку, однако заработная плата за весь указанный период времени начислялась менее установленного минимального размера оплаты труда, с учетом должностного оклада, а также районного коэффициента и северной надбавки.

На исковое заявление ответчиком МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» представлены письменные возражения, согласно которым ответчик не согласен с расчетом недоначисленной и невыплаченной заработной платы, представленным истцом; согласно произведенного ответчиком расчета сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу за июль и август 2018 года составляет 9609,89 рублей; обращает внимание на то, что истцом не подставлено никаких доказательств того, что ей действиями или бездействием ответчика были причинены какие-либо физические или нравственные страдания, в связи с чем, просит отказать истцу в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда.

Истец Порошина С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие; заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддерживает.

Представитель ответчика МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры», надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

    Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

    -в соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

-согласно ст.130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников;

-в силу ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;

-в соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных,

стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    При этом согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Согласно ст.1 Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 мая 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 11163 рублей в месяц.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.

Как следует из содержания ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

    На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.

    Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.

    Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

    В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст.133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

    В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, размер минимальной заработной платы для работников муниципального образования в Нижнеингашском районе составляет 10592 рубля. Соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.

Согласно письму государственной инспекции труда в Красноярском крае от 6 марта 2018 г. N 6-745-185-18-ПВ/286/1, в Красноярском крае до 31.12.2017 действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) - для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. был установлен в сумме 10592 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось. Необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, Порошиной С.А., работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ей заработной платы за вышеуказанный период времени. Ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 17860,80 рублей в месяц: (11163 х 30% х 30 %) за июль и август 2018 года.

    МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

В указанном учреждении Порошина С.А. работает в должности    <данные изъяты>,

что подтверждается копией трудового договора и копией трудовой книжкой, установлен должностной оклад 2552 рублей и надбавки к заработной плате: 30% районный коэффициент, 30% процентная надбавка, региональные выплаты.

Как следует из расчетных листков за фактически отработанное истцом время с учетом должностного оклада, региональной выплаты, а также районного коэффициента и северной надбавки начисленная заработная плата: за июль 2018 года составила 11163 рублей при полной отработке нормы рабочего времени; за август 2018 года – составила 4853,48 рублей при неполной отработке нормы рабочего времени (отработавшей 10 дней при норме по законодательству – 23 дня), без учета отпускных.

    Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Порошиной С.А. в её пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:

    за июль 2018 года в сумме 6697,80 рублей: (11163 рублей (МРОТ) х 30% районный коэффициент х 30% процентная надбавка) -11163 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата);

    за август 2018 года в сумме 2912,09 рублей: (11163 рублей (МРОТ) х 30% районный коэффициент х 30% процентная надбавка) / 23 (дни по законодательству) х 10 (фактически отработано дней) – 4853,48 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата), без учета отпускных.

    Итого: 6697,80+2912,09 = 9609,89 рублей.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом произведенного судом расчета.

    С учетом положений ст. 237 ТК РФ в связи с нарушением работодателем МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» трудовых прав Порошиной С.А., что достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а так же требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца Порошиной С.А. о компенсации морального вреда и определяет к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

    В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 400 (четыреста) рублей за требование материального характера и в размере 300 рублей за требование не имущественного характера, о взыскании компенсации морального вреда.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов: услуг по составлению иска в размере 2000 рублей, суд исходит из следующего:

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года № 454-О и Определении от 20 октября 2005 года № 355-О, применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.

Согласно квитанции от 29.07.2019 года Порошина С.А. оплатила услуги представителю по составлению иска в размере 2000 рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца указанные расходы в сумме 2000 рублей, полагая, что данный размер присуждения является соразмерным, не нарушающим баланс интересов сторон.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Порошиной С.А. удовлетворить.

Взыскать с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» в пользу Порошиной С. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за июль, август 2018 года в размере 6697,80 рублей (шесть тысяч шестьсот девяносто семь рублей 80 копеек).

Взыскать с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» в пользу Порошиной С. А. компенсацию морального вреда в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Взыскать с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» в пользу Порошиной С. А. судебные расходы в размере 2000 (две тысяч) рублей.

Взыскать с МКУ «Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 рублей (семьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения решения.

            Председательствующая:

2-387/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Порошина Светлана Александровна
Ответчики
МКУ "Учреждение по обеспечению деятельности учреждений культуры"
Суд
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
Дело на сайте суда
ingash.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Подготовка дела (собеседование)
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее