дело № 5-648/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Волгоград | 28 апреля 2021 года |
Судья Кировского районного суда города Волгограда Подлесная С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Кодекса РФ об АП), в отношении:
МАТВЕЕВА АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА, родившегося <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
В Кировский районный суд г.Волгограда из ОП-7 УМВД России по г.Волгограду поступил административный материал в отношении Матвеева А.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП.
Как следует из представленных материалов, 18.04.2021 года в 21.00 часов по адресу своего проживания: <адрес>А, <адрес>, Матвеев А.В. осуществил проведение предварительной агитации несогласованного публичного мероприятия, путём размещения информации в социальной сета «ВКонтакте» по адресу: https://vk/com/id138182923?w=wall 138182923_7118%2Fall, на странице пользователя «Александр Матвеев» путём размещения на странице в свободном доступе материала с призывом к участию в массовом несанкционированном мероприятии 21.04.2021 года в 19.00 в форме митинга на площади Павших Борцов в Центральном районе г. Волгограда без подачи в установленном законом порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в органы местного самоуправления, чем нарушил ч. 4 ст. 4, ст. 5, ст. 7 ФЗ №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Матвеев А.В. вину в совершении административного правонарушения признал полностью.
В судебном заседании должностное лицо – полицейский ФИО3 полагал, что вина Матвеева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП, подтверждается представленным материалом.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закона №54-ФЗ).
Статьей 7 Закона №54-ФЗ предусмотрены основание, порядок и сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Положениями статьи 4 названного Федерального закона закреплено, что к организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме;
2.1) в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
7.1) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, депутат представительного органа муниципального образования может не иметь отличительного знака организатора публичного мероприятия при наличии у него нагрудного знака депутата;
11) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
12) в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
В силу части 1 статьи 10 Закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая «им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Таким образом, проведение публичного мероприятия в силу Закона должно быть согласованно с органами местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а его проведение без согласования запрещается.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее Пленум ВС РФ №28), следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом, исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона №54-ФЗ под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 31 Пленума ВС РФ №28, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении АЕ-34 959781 от 28.04.2021 года, 18.04.2021 года в 21.00 часов по адресу своего проживания: <адрес>А, <адрес> Матвеев А.В. осуществил проведение предварительной агитации несогласованного публичного мероприятия, путём размещения информации в социальной сета «ВКонтакте» по адресу: https://vk/com/id138182923?w=wall 138182923_7118%2Fall, на странице пользователя «Александр Матвеев» путём размещения на странице в свободном доступе материала с призывом к участию в массовом несанкционированном мероприятии 21.04.2021 года в 19.00 в форме митинга на площади Павших Борцов в <адрес> без подачи в установленном законом порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в органы местного самоуправления, чем нарушил ч. 4 ст. 4, ст. 5, ст. 7 ФЗ № «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В качестве доказательств виновности Матвеева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП в деле представлены: объяснение Матвеева А.В. от 28.04.2021 года; рапорт начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Волгоградской области ФИО4 от 21 апреля 2021 года; рапорт старшего оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Волгоградской области ФИО5 21 апреля 2021 года; акт осмотра интернет-ресурсов, а именно осмотр страницы пользователя социальной сети «ВКонтакте» под именем «Александр Матвеев» от 21 апреля 2021 года с приложением скриншотов из социальной сети и сохранением на оптический носитель информации DVD-Rвидеозаписи размещённой на странице пользователя видеозаписи под названием «Финальная битва между добром и нейтралитетом.mp4» размером 23 453 696 байт; ответы Администрации Волгограда от 19 и 21 апреля 2021 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об АП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судья считает, что Матвеев А.В. фактически осуществил организацию публичного мероприятия в виде проведения предварительной агитации без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
С учетом изложенного действия Матвеева А.В. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП.
Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности с соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об АП, судья приходит к выводу, что вина Матвеева А.В. в нарушении требований Закона №54-ФЗ подтверждается собранными по делу доказательствами, в связи с чем действия Матвеева А.В. судья квалифицирует по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП, как организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
При назначении административного наказания Матвееву А.В. судья в соответствии со статьёй 4.1 Кодекса РФ об АП учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Матвеева А.В., судья учитывает признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Матвеева А.В., судьёй не установлено.
Кроме того судья не находит и каких-либо исключительных обстоятельств, дающих основания для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 Кодекса РФ об АП.
С учетом фактических обстоятельств по делу и данных о личности виновного, судья приходит к выводу о необходимости назначения Матвееву А.В. наказания в виде обязательных работ.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 20.2, 29.10 Кодекса РФ об АП, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Матвеева Александра Вячеславовича, родившегося 26 апреля 1967 года в городе Волгограде, гражданина РФ признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об АП, на основании которой назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок 10 часов.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья – С.Л. Подлесная