Дело № 2-3334/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Кунгур Пермский край 09 декабря 2014 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.А.,
при секретаре Светлаковой Т.Б.,
с участием представителя истца Лузиной А.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителей ответчиков Гупаловой Т.В., приказ от ДД.ММ.ГГГГ года, Банниковой М.И., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации города Кунгура Пермского края, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 2» о прекращении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском с учетом уточнений к Администрации города Кунгура Пермского края, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №2» о прекращении нарушений санитарного законодательства, с учетом уточнений исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации города Кунгура Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» для исполнения предписания должностного лица по результатам мероприятий по контролю от 26.11.2012г.; обязать администрацию города Кунгура Пермского края обеспечить финансирование МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» денежными средствами на установку теневых навесов территории четырех групповых площадок в срок до 01 августа 2016 года, на замену линолеумного покрытия в старшей группе в срок до 01 августа 2015 года; обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» устранить нарушения требований санитарных правил и обеспечить установку теневых навесов территории четырех групповых площадок в срок до 01 сентября 2016 года, замену линолеумного покрытия в старшей группе в срок до 01 сентября 2015 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе мероприятий по контролю в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» в 2012 году выявлены грубые нарушения санитарных правил, которые в силу абз. 10 ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года создают угрозу жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний среди детей. С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил в адрес МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» должностным лицом было направлено предписание №278 от 26.11.2012 года, подлежащее обязательному исполнению. При проверке исполнения предписания 23.04.2014 года было установлено, что в определенный предписанием срок (до 15.03.2014 года) не было выполнено 4 мероприятия: п.18 – на территории 4-х групповых площадок не установлены теневые навесы, п.23 - в старшей группе линолеумное покрытие с дефектами, что не позволяет проводить уборку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов, п.24 – в раздевалках не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, п.31 – пищеблок не оборудован необходимым технологическим оборудованием: в овощном цехе не установлен второй разделочный стол, не заменен универсальный привод, не заменен производственный стол на раздаче (покрытие с дефектами). Заведующей Гупаловой Т.В. 08.08.2011 года сделан запрос в управление образования города Кунгура о выделении денежных средств, с целью приведения в нормативное состояние учреждения и территории детского сада. Законным представителем учреждения были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что учреждением, находящимся на бюджетном финансировании, в сроки, установленные предписанием, не было обеспечено в необходимых объемах финансирование текущих и капитальных затрат для выполнения указанные в предписании мероприятий. Учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» является администрация города Кунгура Пермского края. Уставом МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» администрация города Кунгура осуществляет финансовое обеспечение образовательной деятельности. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения утверждается ежегодно органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Таким образом, администрация города Кунгура не исполнила обязанность надлежащего обеспечения финансирования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2», в результате чего не было исполнено законное и обоснованное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Кунгура Пермского края исковые требования признал частично, пояснил, что до учредителя учреждением информации о предписании Управления Роспотребнадзора не доводилось, соответственно денежные средства не выделялись, в настоящее время бюджет на 2015 год сформирован, внесение изменений в его расходную часть невозможно. Учреждение включено в муниципальную программу, денежные средства по которой на приведение детского сада в нормативное состояние будут направлены из местного и краевого бюджета только в 2018 году. Администрация г. Кунгура согласна с тем, что предписание надзорного органа следует исполнять, однако в отсутствие денежных средств в бюджете города в настоящее время выполнение работ в указанные истцом сроки невозможно.
Представитель ответчика МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что после получения предписания Управление Роспотребнадзора от 26.11.2012г. учреждением в управление образования направлено обращение с целью выделения денежных средств для устранения выявленных нарушений, однако денежные средства не выделены, в дальнейшем переговоры велись в устном порядке. Поскольку финансирование учреждения производится администрацией города Кунгура, самостоятельно устранить нарушения ответчик не может. Полагает возможным произвести замену линолеума в срок до 01.09.2015г., выполнение работ по установке теневых навесов на территории детского сада возможно при наличии их финансирования администрацией г. Кунгура, в настоящее время теневые навесы находятся в работоспособном состоянии, какую-либо угрозу жизни и здоровью детей и сотрудников детского сада не представляют, установка новых теневых навесов обусловлена их несоответствием новым санитарным нормам по размерам.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральным законодателем в абзаце 10 статьи 1 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введено среди других основных понятий такое понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно статье 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Судом установлено:
В соответствии с п.5. Положения о Центральном территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 04.07.2013 года №123, основными задачами Центрального территориального отдела являются осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Пермского края, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) населения.
Согласно распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 24.09.2012 года №1692 в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» проведена проверка с целью выполнения утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на 2012 год (л.д.37-39).
По результатам проверки составлен акт №190 от 26.11.2012 года, из которого следует, что при проведении плановой выездной проверки 07.11.2012 года, 13.11.2012 года, 26.11.2012 выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований (л.д.40-57).
С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил в адрес МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» должностным лицом направлено предписание № 278 от 26.11.2012 года, подлежащее обязательному исполнению в указанные сроки, в том числе до 15.03.2014 года построить новые либо отремонтировать имеющиеся навесы, обеспечив их наличие на каждой групповой площадке; провести ремонт либо замену линолеумного покрытия полов в помещениях с оборудованием плинтусов, устранив щели, дефекты, обеспечив плотное прилегание покрытия и плинтусов к полу и стенам; в раздевалках предусмотреть шкафы для верхней одежды персонала, условия сушки верхней одежды и обуви в период с мая по сентябрь при отключении отопления; обеспечить достаточное оснащение пищеблока: в овощном цехе установить второй разделочный стол, умывальную раковину, в горячем цехе производственный стол для сырой продукции; заменить изношенное оборудование – универсальный электропривод в горячем цехе, производственный стол на раздаче. Отремонтировать либо заменить жарочный шкаф (при необходимости демонтировать) (л.д.62-70).
По факту выявленных нарушений 28.11.2012 года в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» составлен протокол об административном правонарушении № 962 за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ (л.д.58-61). При составлении протокола об административном правонарушении заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» Гупалова Т.В. пояснила, что учреждение имеет сметную документацию на строительство теневых навесов в количестве 4 штук. При выделении денежных средств навесы будут заменены. Готовится сметная документация по смене линолеума в помещениях, замене сушильных устройств, запрошены денежные средства для приобретения технологического оборудования (л.д.70-71).
Постановлением по делу об административном правонарушении №871-Ц от 06.12.2012 года МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа 20000 рублей (л.д.72-76). Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Согласно распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 10.04.2014 года №503 в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» проведена проверка с целью контроля за исполнением МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» предписания должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку от 26.11.2012 года № 278 (л.д.105-106).
По результатам внеплановой проверки составлен акт №53 от 23.04.2014 года, согласно которого не выполнены следующие пункты предписания от 26.11.2012 года №278: п.18 – на территории 4-х групповых площадок не установлены теневые навесы, п.23 - в старшей группе линолеумное покрытие с дефектами, что не позволяет проводить уборку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов, п.24 – в раздевалках не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, п.31 – пищеблок не оборудован необходимым технологическим оборудованием: в овощном цехе не установлен второй разделочный стол, не заменен универсальный привод, не заменен производственный стол на раздаче (покрытие с дефектами) (л.д.107-108).
По факту невыполнения в полном объеме предписания должностного лица от 26.11.2012 года в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» 24.04.2014 года составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.109-110). При составлении протокола об административном правонарушении заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» Гупалова Т.В. пояснила, что имеющиеся теневые навесы на территории учреждения частично отремонтированы силами учреждения. Имеется проектно-сметная документация на строительство теневых навесов. Произведен частичный ремонт линолеумного покрытия полов в помещениях. Составлена сметная документация для замены линолеумного покрытия во всех помещениях. Приобретение технологического оборудования, сушильные устройства будут установлены согласно плана-графика управления образования г.Кунгура на 2016 год для участия в проекте «приведение в нормативное состояние учреждений образования». 08.08.2011 года сделан запрос в Управление образования города Кунгура о выделении денежных средств с целью приведения в нормативное состояние учреждения и территории детского сада (л.д.111).
Постановлением мирового судьи судебного участка №144 Кунгурского городского округа Пермского края № 5-707/2014 от 30.05.2014 года МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа <данные изъяты> рублей (114-115).
Согласно п. 3.9 данного СанПиНа, действующего с 30 июля 2013 г., для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м. Ранее действовавшими СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях" было предусмотрено, что для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м (п. 3.9).
Согласно п. 5.5. СанПиН 2.4.1.2660-10, в редакции действующей на момент проверки, полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса - плотно пригнанным к стенам и полу, предусматривающими влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с п.6.2. СанПиН 2.4.1.2660-10 в раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В силу пункта 14.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 13.1. в редакции 30 июля 2013 г.) пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть исправно.
На момент судебного разбирательства МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» ряд нарушений устранены, а именно, в раздевальных помещениях установлено оборудование для сушки верхней одежды и обуви детей, в пищеблоке дошкольной организации установлено технологическое оборудование, пункты 1 и 7 предписания должностного лица Роспотребнадзора от 26.11.2012 года не выполнены, что следует из материалов дела (л.д. 151-163) и объяснений сторон.
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» является юридическим лицом. Согласно устава МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» с учетом изменений, утвержденных постановлением администрации города Кунгура от 07.12.2011 года, учредителем (собственником имущества) является администрация города Кунгура Пермского края (п.1.6.). Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счет в управлении финансов и казначействе администрации города Кунгура (п.1.8.) (л.д.78-79, 102).
В соответствии с п.7.3 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется его учредителем (л.д.90). Согласно п.9.1. Устава учредитель (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты, находящиеся в муниципальной собственности. Имущество (кроме земельных участков) закрепленное за учреждением, находится в его оперативном управлении п.9.2. (л.д.94).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные средства, субсидии на выполнение муниципального задания, субсидии на инвестиции, субсидии на иные цели, внебюджетные средства, имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (п.9.8. Устава) (л.д.95).
Поскольку в соответствии с Уставом учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» является администрация города Кунгура Пермского края, следовательно, вопросы финансирования образовательного учреждения, которое относится к бюджетным организациям, находятся в его компетенции, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется, в том числе за счет бюджетных средств, требования в части возложения на администрацию г. Кунгура обязанности обеспечить финансирование работ по устройству теневых навесов в образовательном учреждении, замене линолеума суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Доводы ответчика администрации г. Кунгура об отсутствии в бюджете города финансовых средств для устранения нарушений, выявленных при проверке учреждения Управлением Роспортебнадзора, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность органа местного самоуправления соблюдать санитарные правила не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Согласно п. 1.6. Устава МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» функции и полномочия учредителя осуществляет функциональное подразделение администрации г. Кунгура, созданное для решения вопросов местного значения в области образования. Данным органом является Управление образования администрации г. Кунгура Пермского края. Из материалов дела и пояснений представителя учреждения следует, что вопросы благоустройства территории детского сада, а также приобретение и установка необходимого оборудования, финансирование данных работ поднимались перед учредителем еще и до проверки надзорным органом в 2011 году, однако никаких действий администрацией г. Кунгура по финансированию необходимых мероприятий не выполнено. Включение МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад» в муниципальную программу по приведению в нормативное состояние свидетельствует о наличии несоответствия детского учреждения нормативным требованиям, в том числе требованиям санитарных правил. Следовательно, довод представителя ответчика администрации г. Кунгура о том, что учредитель не имел информации о санитарном состоянии детского учреждения, суд считает несостоятельным.
В судебном заседании установлено, что требования Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил ответчиками не выполняются в полном объеме. Доказательств устранения, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю нарушений, ответчиками не представлено. Следовательно, не устранение нарушений требований санитарного законодательства влечет несоблюдение прав воспитанников учреждения на охрану здоровья.
С учетом давности выявленных нарушений, в целях обеспечения баланса интересов сторон суд считает сроки, предложенные Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, разумными и достаточными для прекращения нарушения санитарных правил. При этом суд считает, что реализация прав несовершеннолетних на обучение в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, также не может ставиться в зависимость от наступления срока, определенного муниципальной либо иной программой, предусматривающей финансирование для приведения детского учреждения в нормативное состояние.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации города Кунгура Пермского края по непринятию мер по финансированию затрат МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» для исполнения предписания должностного лица по результатам мероприятий по контролю от 26.11.2012г.
Обязать администрацию города Кунгура Пермского края обеспечить финансирование МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» денежными средствами на установку теневых навесов территории четырех групповых площадок в срок до 01 августа 2016 года, на замену линолеумного покрытия в старшей группе в срок до 01 августа 2015 года.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2» устранить нарушения требований санитарных правил и обеспечить установку теневых навесов территории четырех групповых площадок в срок до 01 сентября 2016 года, замену линолеумного покрытия в старшей группе в срок до 01 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А.Смирнова