Дело № 2-3022/2019 подлинник
24RS0017-01-2019-002559-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 13 ноября 2019 г.
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Хвалько О.П.,
при секретаре – Паршиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусиной Тамары Никитичны к администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г.Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Мусина Т.Н. обратилась, с учетом изменений от 14.10.2019 года, в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования. Требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ умер муж Мусиной Т.Н. - Мусин Г.И. После смерти Мусина Г.И. осталось наследственное имущество в виде гаражного бокса, самовольно возведенного наследодателем на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И.
Мусина Т.Н. приняла наследство, оставшееся после смерти супруга в рамках, наследственного дела №262/2012 года, являясь единственным наследником по закону. Гаражный бокс №5, расположенный на земельном участке по адресу: г.Красноярск, ул.Калинина, 45 И, соответствует всем требуемым нормам и правилам, не создает угрозу окружающим.
Поскольку при жизни Мусин Г.И. в установленном порядке не оформил право на самовольно возведенный гаражный бокс, Мусина Т.Н. в судебном порядке просит признать за ней право собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: г.Красноярск, ул. Калинина, 45 И, бокс №5, общей площадью 32,4 кв.м., в порядке наследования.
В судебное заседание истец Мусина Т.Н., будучи надлежаще уведомленной о дате, времени и месте его проведения, не явилась, представитель истца - Балашова Т.В. (доверенность в деле) просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представила в дело письменное ходатайство.
Ответчик администрация г. Красноярска, надлежаще извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в суд своего представителя не направила, об отложении слушания по делу не просила. Ранее представителем ответчика - Лукьяновой Н.В. (полномочия в деле) в материалы дела представлены письменные возражения, согласно которым спорный гаражный бокс является объектом самовольного строительства, истцом не представлено документов, подтверждающих наличие вещного права на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и наличия права на осуществление строительства на земельном участке, не представлены доказательства соответствия постройки документации по планировке (сведения из ИСОГД), доказательства строительства за счет средств истца, доказательства обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за разрешением на строительство до начала строительства, и, как следствие, оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Представитель ответчика - администрации Железнодорожного района г. Красноярска? надлежаще уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ранее представителем районной администрации - Пупышевым А.В. (полномочия в деле) представлены письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Управление Росреестра по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, будучи надлежаще уведомленными о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, о причинах их неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель третьего лица ГПК «Электрик» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела кооператив извещался судом надлежаще по адресу регистрации, однако от получения судебного извещений уклонился, каких – либо ходатайств не представил.
В силу ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения спора, суд полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.
материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.1, ч.4 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст.123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п.9.1 федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для гаражного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального гаражного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу требований п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», выдача разрешения на строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, не требуется; в том числе не требуется разрешение на строительство гаража, который был построен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ.
Как уже отмечалось выше, на основании ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Аналогичная позиция также содержится в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В пункте 26 названного Постановления судам разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу указанных выше норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, возможность признания за лицом, осуществившим возведение самовольной постройки, обусловлено совокупностью необходимых условий: наличие у лица какого-либо из указанных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации вещного права на землю; отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан; соблюдение установленных градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу норм п.2 ст.8 ГК РФ, ст.219 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Мусина Тамара Никитична является супругой Мусина Гибата Исангалеевича, что подтверждается свидетельством о заключении брака I – БА № от 04.02.2003 года.
Решением исполнительного комитета Железнодорожного районного Совета народных депутатов №58 от 06.03.1991 года за Мусиным Г.И., проживающим по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 Б кв.6 закреплен земельный участок под капитальным гаражом по ул. Калинина, 45.
Как следует из существа иска, Мусин Г.И. своими силами построил на выделенном ему земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 одноэтажный гаражный бокс, но право собственности на гараж не зарегистрировал.
Согласно свидетельству о смерти II – БА № от 30.03.2012 года Мусин Г.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов наследственного дела №262/2012, заведенного после смерти Мусина Г.И., следует, что наследниками по закону являются: супруга Мусина Т.Н., сын Мусин Б.Г., сын Мусин М.Г., сын Мусин О.Г.
После смерти Мусина Г.И. с заявлением о принятии наследства обратилась его супруга Мусина Т.Н.
Мусин Б.Г., Мусин М.Г. и Мусин О.Г. отказались от приятия наследства в пользу матери - Мусиной Т.Н., о чем представили соответствующие заявления.
04.10.2019 года нотариусом Абрамовой Е.В. Мусиной Т.Н. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю денежных вкладов, ? долю квартиры по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 Б кв.6.
Согласно справке выданной нотариусом Абрамовой Е.В. от 14.11.2017 года в состав наследственного имущества также входит земельный участок по адресу: <адрес>, Мусина Т.Н. является единственным наследником по закону, принявшим наследство.
Согласно членскому билету №54, Мусина Т.Н. является членом гаражного кооператива «Электрик», уплачивает членские взносы и электроэнергию за гаражный бокс №5 по ул. Калинина, 45 И.
Письмом от 20.08.2019 года администрацией Железнодорожного района г. Красноярска Мусиной Т.Н. было отказано в выдаче акта рабочей комиссии на спорный гаражный бокс, со ссылкой на то, что земельный участок под строительство гаража был закреплен за Мусиным Г.И., документы по переходу права земельный участок отведенный для строительства гаража на имя Мусиной Т.Н, не представлено.
По сведениям федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии от 17.05.2019 года, право собственности, либо иные вещные права на гаражный бокс по адресу: г. Красноярск, Калинина, 45 И, бокс №5 не зарегистрированы.
Из представленного технического плана гаражного бокса №5 по ул. Калинина 45 И, по состоянию на 26.03.2019 года, следует, что спорный гараж представляет собой одноэтажный бокс с подвалом, общей площадью 32,4 кв.м.
Между тем, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что с момента смерти Мусина Т.Н. и до настоящего времени спорным гаражным боксом по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, бокс №5 фактически владеет и пользуется истец Мусина Т.Н., которая является единственным наследником по закону, принявшим наследство после смерти супруга.
Как следует из технического заключения ООО Институт Роспроект» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций гаражного бокса расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, бокс №5, установлено, что нежилое здание гаражного бокса пригодно для его эксплуатации по назначению, техническое состояние строительных конструкций работоспособное, нарушений не выявлено, эксплуатация здания возможна, так как не создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Согласно заключению ООО «БРАНД – Сервис» №20190328 от 28.03.2019 года, гаражный бокс, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, бокс №5 соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» № 5333 от 24.04.2019 года следует, что условия размещения гаражного бокса №5 по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, судом установлено, что гаражный бокс №5 по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, был создан (построен) Мусиным Г.И. на специально отведенном для этих целей земельном участке, он владел им на законных основаниях, нес расходы по его содержанию до момента своей смерти 30.03.2012 года, после его смерти его супруга Мусина Т.Н. фактически приняла в наследство все имевшееся у наследодателя имущество, в том числе - вышеуказанный гаражный бокс, до настоящего времени владеет гаражом как своим собственным. При этом земельный участок под строительство спорного гаража был предоставлен в установленном порядке; при жизни Мусин Г.И. постоянно им пользовался на законных основаниях, являлся его фактическим владельцем, нес бремя содержания.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать за Мусиной Т.Н. право собственности на гаражный бокс №5 по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, в порядке наследования.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мусиной Тамары Никитичны удовлетворить.
Признать за Мусиной Тамарой Никитичной право собственности на гаражный бокс №5, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 45 И, общей площадью 32,4 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2019 г.
Судья О.П. Хвалько