Решение по делу № 8Г-5154/2024 [88-7639/2024] от 28.02.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7639/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                           16 апреля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гусева Д.А.,

судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                    № 2-611/2023 (УИД: 22RS0008-01-2023-000684-95) по иску прокурора Заринского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней С., в лице законного представителя Хурматовой Юлии Леонидовны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату, компенсации морального вреда,

по кассационным жалобам Министерства социальной защиты Алтайского края, Министерства финансов Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснение представителя Министерства финансов Алтайского края Буравцовой Инны Германовны, действующей на основании доверенности от 15 января 2024 г. , поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Заринского района Алтайского края обратился в суд в интересах несовершеннолетней С. (далее – С.), в лице законного представителя Хурматовой Юлии Леонидовны (далее – Хурматова Ю.Л.) к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» (далее - КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району», ответчик) о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Хурматова Ю.Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе.

Распоряжением ответчика от 12 августа 2022 г. Хурматовой Ю.Л. отказано в назначении меры социальной поддержки в связи с тем, что документально подтверждено место жительства в другом субъекте Российской Федерации.

Прокурор Заринского района Алтайского края, действуя в интересах несовершеннолетней С. в лице законного представителя Хурматовой Ю.Л. просил суд признать отказ КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» от 12 августа 2022 г. в назначении Хурматовой Ю.Л. меры социальной поддержки в виде выплаты для подготовки детей к школе незаконным, обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» назначить и выплатить Хурматовой Ю.Л. ежегодную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от                    4 августа 2022 г., взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Решением Заринского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г. исковые требования прокурора Заринского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней С., в лице законного представителя Хурматовой Юлии Леонидовны к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты незаконным, возложении обязанности назначить данную выплату, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 ноября 2023 г. Алтайский краевой суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве ответчика Министерство социальной защиты населения Алтайского края.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г. решение Заринского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Заринского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней С., ее законного представителя Хурматовой Юлии Леонидовны удовлетворены.

Признано незаконным распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» от 12 августа 2022 г. об отказе Хурматовой Юлии Леонидовне в назначении меры социальной поддержки в виде выплаты для подготовки детей к школе.

На КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» возложена обязанность назначить и выплатить Хурматовой Юлии Леонидовне ежегодную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании заявления от 4 августа 2022 г.

С Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу Хурматовой Юлии Леонидовны взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

В кассационной жалобе Министерство социальной защиты Алтайского края просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г.

В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство социальной защиты Алтайского края ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Так, суд апелляционной инстанции необоснованно применил положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскал с Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу Хурматовой Юлии Леонидовны денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. При этом каких-либо незаконных действий (бездействия) Министерства социальной защиты Алтайского края, повлекших нарушение прав истцов, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Кроме того, при вынесении обжалуемого судебного постановления судом апелляционной инстанции не применены подлежащие применению при рассмотрении дела нормы статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие особенности правового положения казенных учреждений.

Также судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 44, частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета, а также условия и порядок их предоставления.

Министерство социальной защиты Алтайского края также указывает, что при вынесении обжалуемого постановления судом был неправильно применен пункт 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 апреля 2017 г. № 125, допущено произвольное толкование указанной правовой нормы, противоречащее ее буквальному содержанию.

Министерство социальной защиты Алтайского края полагает, поскольку КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» права и законные интересы Хурматовой Ю.Л. и С. не нарушались, так как судами установлено документально подтвержденное место жительства Хурматовой Ю.Л. в другом субъекте Российской Федерации и было принято правомерное решение об отказе в предоставлении заявителю ежегодной выплаты, правовых оснований у суда для признания незаконным распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» об отказе в назначении мер социальной поддержки от 12 августа 2022 г. не имелось.

В кассационной жалобе Министерство финансов Алтайского края просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г.

В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство финансов Алтайского края ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.

Министерство финансов Алтайского края указывает, поскольку Министерство социальной защиты Алтайского края не являлось непосредственным причинителем вреда, судом апелляционной инстанции вопрос о субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения не рассматривался, следовательно, оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда с Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края не имелось.

Министерство финансов Алтайского края считает, что в случае установления судом оснований и условий для компенсации морального вреда, взыскание денежных средств должно осуществляться с КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» за счет средств бюджета Алтайского края, предусмотренных учреждению на указанные цели, а не за счет казны публично-правового образования.

Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Алтайского края представлены письменные возражения, в которых просит оставить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г. без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились законный представитель материального истца С. – Хурматова Ю.Л., представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты Алтайского края, сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции такие нарушения не допущены.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Хурматова Ю.Л. является матерью троих несовершеннолетних детей - С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые зарегистрированы вместе с матерью по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 12 июля 2022 г. по 11 июля 2024 г.

Также из материалов дела следует, что Хурматова Ю.Л. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> 17 января 2018 г.

Согласно справке муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г. Заринска» от 11 июля 2022 г., несовершеннолетняя С. обучается в <данные изъяты> средней школы города Заринска.

Хурматова Ю.Л. 4 августа 2022 г. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе учащихся 2-11 классов из многодетной семьи, указав адресом места жительства: <адрес>, приложив паспорт с регистрацией по месту жительства в Республике Башкортостан, свидетельства о рождении детей, справку об обучении старшего ребенка, на которого предоставляется выплата, свидетельство о регистрации по месту пребывания в Заринском районе Алтайского края, <адрес>.

Распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» от 12 августа 2022 г. отказано в назначении меры социальной поддержки с мотивировкой «по законодательству не положено».

Из информации, представленной по запросу прокурора, следует, что причиной отказа является наличие у заявителя и детей регистрации по месту жительства за пределами Алтайского края, что расценено органом социальной защиты как документально подтвержденное место жительства в ином субъекте Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку право на получение указанной меры социальной поддержки имеют семьи, проживающие на территории Алтайского края и имеющие при этом регистрацию по месту жительства и месту пребывания в Алтайском крае и не имеющие при этом регистрацию в иных субъектах Российской Федерации. Поскольку семья имеет такую регистрацию в Республике Башкортостан, то не вправе претендовать на получение пособия для подготовки детей к школе на территории Алтайского края.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда, указав на наличие оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде выплаты для подготовки детей к школе, апелляционным определением от 13 декабря 2023 г. решение Заринского городского суда Алтайского края от 31 августа 2023 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Заринского района Алтайского края в интересах несовершеннолетней С., ее законного представителя Хурматовой Юлии Леонидовны удовлетворены.

Признано незаконным распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» от 12 августа 2022 г. об отказе Хурматовой Юлии Леонидовне в назначении меры социальной поддержки в виде выплаты для подготовки детей к школе.

На КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» возложена обязанность назначить и выплатить Хурматовой Юлии Леонидовне ежегодную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании заявления от 4 августа 2022 г.

С Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу Хурматовой Юлии Леонидовны взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, поскольку они соответствуют подлежащим применению к спорным отношениям нормам материального права, и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки.

Во исполнение реализации приведенных норм федерального законодательства Постановлением Правительства Алтайского края от 19 апреля 2017 г. № 125 «О предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми в Алтайском крае» утверждено Положение «О порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе», в соответствии с которым предусмотрена ежегодная денежная выплата для подготовки к школе учащихся 2 - 11 классов, а также учащихся, принятых повторно на обучение в 1 класс общеобразовательной организации по программе начального общего образования, из многодетных семей (на приобретение школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы, а также иных товаров, необходимых для посещения школьных занятий) (далее - «ежегодная денежная выплата»).

В силу п. 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, данное Положение распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) по состоянию на начало учебного года, на подготовку к которому предполагается получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением (далее - «начало учебного года»).

Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.

Согласно п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе для определения права на предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением, многодетной семьей определена семья, имеющая и воспитывающая троих и более детей в возрасте до 18 лет по состоянию на начало учебного года, что подтверждается оформленной заявителю и действующей на начало соответствующего учебного года либо на дату принятия решения о назначении единовременной денежной выплаты и (или) ежегодной денежной выплаты справкой, определяющей статус многодетной семьи, нуждающейся в дополнительных мерах социальной поддержки.

В соответствии с п.2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, единовременная денежная выплата и ежегодная денежная выплата предоставляются одному из родителей либо опекуну (попечителю) из числа лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения (далее – «заявитель»), на каждого совместно проживающего с ним ребенка из многодетной семьи, приступившего с начала учебного года к обучению в общеобразовательной организации Алтайского края.

Предоставление единовременной денежной выплаты и ежегодной денежной выплаты осуществляется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства или по месту пребывания заявителя (далее - «управление социальной защиты населения») (п.3.1 Положения).

Согласно п. 3.4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, решение о предоставлении ежегодной денежной выплаты принимается на основании следующих документов (сведений): заявления; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; сведений о рождении детей, не достигших возраста 18 лет; документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) совместное проживание ребенка (детей) с заявителем на территории Алтайского края (по состоянию на начало соответствующего учебного года); сведений об обучении в общеобразовательной организации на каждого ребенка.

Соответственно, заявителем должен быть представлен документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с заявителем на территории Алтайского края по состоянию на начало соответствующего учебного года.

КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району», отказывая Хурматовой Ю.Л. в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, ссылалось на несоответствием заявителя категориям лиц, указанным в пунктах 1.2, 2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 апреля 2017 г. № 125, а именно наличием регистрации за пределами Алтайского края: <адрес>.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.                     № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В силу абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня                       1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям для подготовки детей к школе, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 апреля 2017 года №125 данный нормативный акт непосредственно распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания.

Из представленных документов следует, что семья истца относится к категории многодетной семьи, проживающих на территории Алтайского края по месту пребывания, несовершеннолетняя С. обучается в общеобразовательной школе на территории Алтайского края, что установлено судом апелляционной инстанции. Наличие у заявителя регистрации по месту жительства в Республике Башкортостан не исключает факта ее проживания на территории Алтайского края, где она имеет регистрацию по месту пребывания.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что сам по себе институт регистрации по месту жительства и месту пребывания предполагает, что гражданин вправе иметь постоянную регистрацию по одному адресу и регистрацию по месту пребывания по другому адресу. Однако это не является основанием для ограничения права гражданина на получение мер социальной поддержки в виде спорной выплаты, предоставление которой в силу прямого указания в п. 1.2 Положения гарантируется в равной мере как гражданам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства, так и гражданам, проживающим на территории Алтайского края по месту пребывания.

Таким образом, правильно определив юридически значимые обстоятельства, не допустив нарушений норм материального или процессуального права, судом апелляционной инстанции принят законный и обоснованный судебный акт в части признания незаконным распоряжения КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району» от 12 августа 2022 г. об отказе Хурматовой Юлии Леонидовне в назначении меры социальной поддержки в виде выплаты для подготовки детей к школе и возложения на КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и <адрес>» обязанности назначить и выплатить Хурматовой Юлии Леонидовне ежегодную денежную выплату многодетным семьям для подготовки детей к школе на С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании заявления от 4 августа 2022 г.

Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу Хурматовой Юлии Леонидовны денежной компенсации морального вреда.

Ежегодная денежная выплата для подготовки детей к школе относится к числу мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и направлена на обеспечение ребенка необходимыми товарами для его участия в общеобразовательном процессе и на обеспечение ребенка из многодетной семьи минимальным набором, необходимым для посещения общеобразовательного учреждения с целью получения гарантированного государством образования.

Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых достоинство его личности, право на образование.

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом, в связи с неправомерными действиями ответчиков, выразившихся в необоснованном отказе в назначении выплаты для подготовки детей в школу, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом третьим статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Министерстве социальной защиты Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 г. №201 исполнительным органом Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности, а также функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, является Министерство социальной защиты населения Алтайского края.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из подпункта 11 пункта 2.1.2 Положения Министерство социальной защиты Алтайского края, является главным администратором (администратором) доходов краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание Министерства, подведомственных учреждений, а также на реализацию возложенных на Министерство полномочий.

    Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета (п. 3.6 Положения).

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда пришла к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания суммы компенсации морального вреда с Алтайского края в лице Министерства социальной защиты населения Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу заявителя Хурматовой Ю.Л., чьи права, а также права ее несовершеннолетней дочери нарушены действиями КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району».

Оценивая заявленный истцом размер денежной компенсации в 10 000 руб., суд апелляционной инстанции правомерно счел, что указанный размер компенсации морального вреда соразмерен объему причиненных истцу нравственных и физических страданий.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что, осуществляя в отношении С. полномочия органа, осуществляющего функции по предоставлению ежегодных денежных выплат многодетным семьям для подготовки детей к школе, КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» реализует полномочия Алтайского края по социальной поддержке многодетных семей, реализуемые Министерством социальной защиты Алтайского края через подведомственное ему учреждение.

Установив, что нарушение личных неимущественных прав истцов произошло именно в связи с реализацией указанных полномочий публично-правового образования, то есть, применительно к данному случаю, вред причинен истцам действиями (бездействием) государственного органа субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вопреки доводам кассационных жалоб правомерно пришел к выводу о его возмещении в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Алтайского края.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по необоснованному отказу в назначении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям для подготовки детей к школе, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Поскольку Министерство обладает бюджетными полномочиями главного распорядителя, оно привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика как представитель Алтайского края, в связи с чем, взыскание в пользу истца компенсации морального вреда именно с этого органа государственной власти, соответствует закону.

Доводы кассационной жалобы о наличии бюджета у КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району» обоснованно отклонены, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что в данном случае обязательство по возмещению морального вреда возникло не у КГКУ «Управление социальной защиты населения по                          г. Заринску и Заринскому району Алтайского края», а у Алтайского края.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции также соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Вопреки доводам кассационных жалоб выводы суда апелляционной инстанции сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств отражены в обжалуемом судебном постановлении. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Примененные на основании определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 марта 2024 г. меры приостановления исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г. подлежат отмене на основании п.3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, Министерства финансов Алтайского края без удовлетворения.

Отменить меры приостановления исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13 декабря 2023 г., примененные на основании определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 марта 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-5154/2024 [88-7639/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Хурматова Юлия Леонидовна
Информация скрыта
Ответчики
Краевое государственное казенное учреждение"Управление социальной защиты населения по городу Заринску и Заринскому району"
Минсоцзащита Алтайского края
Другие
Министерство финансов Алтайского края
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
16.04.2024Судебное заседание
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее