Дело № 2-1156/2022 копия
№
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
судебного заседания
12 сентября 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р. при секретаре Яубатуровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по заявлению ФИО5 об установлении факта работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта работы в совхозе имени «Хусу Гаджиева» <адрес> Азербайджанской ССР в период с 1976 года по 1989 год.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал, пояснил, что родился в Азербайджанской ССР в <адрес> Азербайджанской республики, после окончания средней школы работал в совхозе имени «Хусу Гаджиева» <адрес> Азербайджанской ССР разнорабочим. В1989 году начался военный конфликт между Арменией и Азербайджаном, его село и село, где был расположен совхоз, находились в зоне военного конфликта, в связи с чем он выехал в Россию, при этом документы о его работе в совхозе не сохранились. В 2020 году он обращался в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении ему пенсии по старости, однако в этом ему было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. В 2022 году он вновь обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении ему пенсии по старости, ОПФР по <адрес> направило в его адрес письмо о том, что его период работы в совхозе имени «Хусу Гаджиева» <адрес> Азербайджанской ССР не будет зачтен в страховой стаж, поскольку справка архива не содержит сведений о периоде работы. Просит установить ему факт работы в совхозе имени «Хусу Гаджиева» <адрес> Азербайджанской ССР в период с 1976 по 1989 годы.
Представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что в соответствии с п. 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:
а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления.
При этом продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
Поскольку заявитель просит установить ему факт работы на территории иностранного государства, то указанные правила о подтверждении периода работы свидетельскими показаниями не могут быть применены.
Кроме того, обращаясь с заявлением о назначении пенсии, ФИО1 представил документы, подтверждающие наличие у него страхового стажа 3 года 7 месяцев 18 дней, при требуемом -11 лет, при этом просит установить факт работы, подтвержденный свидетельскими показаниями 13 лет, что превышает половину требуемого стажа.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
<адрес> стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ не подписала, участником данного Соглашения не является.
После распада СССР трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами. Данное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан отсутствует.
Полагает, что в данном случае имеется спор о праве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ч. 1).
В силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 обратился с ГУ ОПФР по <адрес> с заявление о назначении пенсии по старости, при оценке его пенсионных прав его стаж работы определен 3 года 7 месяцев 18 дней, отказано в зачете в страховой стаж периода работы в совхозе имени «Хусу Гаджиева» <адрес> Азербайджанской ССР с 1976 года по 1989 год, в связи с отсутствием подтверждающих документов.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (п. 1).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 3).
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 4).
Распоряжение Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 99р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" разъяснено следующее:
К числу международных договоров относятся:
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ).
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся (п. 2).
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 88-16).
Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 8).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные отношения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после ДД.ММ.ГГГГ включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР (письмо Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18) (п.9).
Таким образом, учитывая, что ФИО1 заявляются требования об установлении факта работы на территории иностранного государства – Республики Азербайджан, - с которым у Российской Федерации отсутствует соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, при этом, продолжительность периода работы, которую заявитель просит установить путем подтверждения свидетельскими показаниями превышает половину страхового стажа требуемого для назначении пенсии, с учетом возражений заинтересованного лица, суд считает, что имеется спор о праве, в связи с чем заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 263, 225 ГПК РФ суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление ФИО1 ФИО6 об установлении факта работы оставить без рассмотрения.
Разъяснить заявителю, что он вправе разрешить спор в порядке искового производства.
На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 15 дней.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко