№ 2-65/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: истца Рахимова А.А., представителя соответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Гульковой Е.Н., действующей на основании доверенностей,
с извещением: ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, соответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 06 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Рахимова А. А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в сумме 3000000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Рахимов А.А. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в сумме 3000000 рублей.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2018 г. в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Определением Усинского городского суда Республики Коми от 19 октября 2018 г. гражданское дело по иску Рахимова А.А. передано по подсудности в Усть-Вымский районный суд Республики Коми.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 16 ноября 2018 г. в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В судебном заседании от 06 июня 2019 года истец Рахимов А.А. принимал участие по видеоконференцсвязи, где свои доводы и основания, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме. В связи с чем, он считает, что у него возникло право на компенсацию морального вреда в размере 3000000 рублей, за унижение человеческого достоинства и причинение физических страданий, по вине администрации учреждения приобрел заболевание ......
Представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом.
От представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми поступили возражения на иск Рахимова А.А., из которых следует, что доводы истца о причинении ему морального вреда ничем не подтверждены. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Рахимову А.А. отказать в полном объеме, и рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Представитель ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Гулькова Е.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Рахимова А.А. не признала и просила в иске отказать в полном объеме, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях.
Представитель соответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебном заседании участия не принимал, представив суду письменные возражения, согласно которых следует, что иск Рахимова А.А. необоснован и удовлетворению не подлежит.
Заслушав истца Рахимова А.А., представителя ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Гулькову Е.Н., проверив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
По мнению Рахимова А.А. в период отбытия наказания с 12 мая 2012 г. по декабрь 2012 г. в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми были созданы не надлежащие условия содержания, онпо вине администрации учреждения заболел ......, что является нарушением со стороны административного ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, в связи, с чем ему причинены морально-нравственные страдания.
В соответствии со 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» (в редакции от 05.03.2013 года), суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Таким образом, предметом доказывания в настоящем деле являются факт незаконных действий должностных лиц, факт причинения истцу вреда здоровью и морального вреда, а также наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) должностных лиц.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рахимов А.А. прибыл в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФИН России по Республике Коми - 17 мая 2013 г. и убыл в Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» - 25 марта 2016 г.
При поступлении в указанное учреждение, Рахимов А.А. был осмотрен в МЧ-18, прошел плановое обследование. По анамнезу, Рахимов А.А. наблюдался в филиале «Медицинская часть № 18» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с диагнозом: ......
По определению Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 09 января 2019 г. в отношении Рахимова А.А. назначена и проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза с привлечением врача-фтизиатра.
Согласно заключению ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинская экспертиза» № 03/10-19/39-19 (п), в настоящее время Рахимов А.А. состоит на диспансерном учете с диагнозом ......
По данным представленной медицинской документации, клинических признаков, характерных для больного .... у Рахимова А.А. в период его содержания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми комиссией экспертов не выявлено.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение приведенной нормы истцом не представлено каких-либо достоверных, допустимых и достаточных доказательств в обоснование своей позиции.
Сам по себе факт выявления у истца Рахимова А.А. заболевания ..... в момент содержания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не является бесспорным доказательством того, что исправительное учреждение является причинителем вреда, а заболевание ..... у Рахимова А.А. возникло вследствие его ненадлежащего содержания в исправительном учреждении и халатного отношения сотрудников учреждения к охране здоровья осужденных.
В действиях администрации ФКУ ИК-31 судом не установлено нарушений, которые могли бы повлечь установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностными лицами учреждения.
В силу статьи 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (пункт 2 статьи 2 ГК РФ).
Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 ГК РФ и глава 59 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.
Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц ответчика.
Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещения убытков за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
В ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что по отношению к Рахимову А.А. со стороны ответчика не допущены действия (бездействие), приведшие к нарушению его личных неимущественных прав, либо причинивших ему физические или нравственные страдания.
Ходатайство истца Рахимова А.А. о вызове и допросе в качестве свидетеля Х. суд оставляет без удовлетворения, поскольку, указанный свидетель с подозрением на «.....» медицинской частью № 4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на лечение не направлялся.
Проверив доводы истца Рахимова А.А.суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 3000000 рублей.
Суд, так же соглашается с представленными письменными возражениями представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, представителя соответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, представителя соответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и считает, что истец Рахимов А.А. не представил доказательств, подтверждающих изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
В период нахождения истца Рахимова А.А. в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с 17 мая 2013 г. по 25 марта 2016 г., причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчиков и соответчиков и наступившими последствиями по делу не установлено, равно как не установлено нарушений положений Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190 (на момент нахождения Рахимова А.А. в ФКУ ИК-31.
В настоящее время утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы Приказ Минюста РФ от 28.12.2017 № 285), медицинская помощь оказывалась истцу своевременно, а лечение проводилось в соответствии с установленными требованиями.
В связи с чем, исковое заявление Рахимова А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в сумме 3000000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 12, 56, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рахимова А. А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в сумме 3000000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья - А.Ю. Лисиенко