56RS0030-01-2023-000161-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием помощника прокурора Промышленного района г. Оренбурга Сапожакиной А.В.,
представителя третьего лица ГУ МЧС России по Оренбургской области и МЧС России Жеряковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
В своем исковом заявлении прокурор указал о том, что прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Промышленного района г. Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. В ходе проверки установлено, что в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: г<адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью <данные изъяты> человек, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Указанное помещение ранее принадлежало ПО «Гидропресс». Согласно информации Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга и ТУ Росимущества в Оренбургской области данное защитное сооружение в реестр муниципальной собственности, как объект гражданской обороны, не числится, не включено в реестр федерального имущества. Договор о передаче данного защитного сооружения в ведение каких-либо организаций и учреждений отсутствует. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство РФ. Вышеуказанный объект недвижимости своего функционального назначения как защитное сооружение гражданской обороны не менял, факт изменения назначения объекта в ходе проверки не установлен. Поэтому этот объект гражданской обороны является федеральной собственностью. Отсутствие регистрации права федеральной собственности на объект гражданское обороны нарушает права Российской Федерации. В результате проверки установлено, что защитное сооружение содержится с нарушением требований законодательства, находится в состоянии, не пригодном для его использования по назначению, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны. Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, непринятии мер по учету сооружения гражданской обороны. Признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости – защитное сооружение гражданской обороны, обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны как объекта федеральной собственности.
В судебном заседании прокурор Сапожакина А.В. изложенные в исковом заявлении доводы и требования поддержала, просила заявленный иск удовлетворить.
В судебном заседании и в письменном отзыве представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Оренбургской области и МЧС России Жерякова Д.В., действующая на основании доверенности от 27.09.2022, полагала заявленные прокурором требования законными и обоснованными, подлежащими в полном объеме удовлетворению.
Представители ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области, третьих лиц ОАО «Гидропресс», администрации г. Оренбурга, ООО «УК Деповская» в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.
В письменном отзыве представитель ОАО «Гидропресс» указал, что распоряжением комитета по управлению госимуществом Оренбургской области № 360 от 31 мая 1993 года был утвержден акт приватизации Государственного предприятия Оренбургский завод гидравлических прессов «Гидропресс» и учреждено ОАО «Гидропресс». Распоряжением администрации Промышленного района г. Оренбурга № 389 от 12 июля 1993 года ОАО «Гидропресс» было зарегистрировано.
План приватизации (п. 8) содержит упоминание о ряде объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, не подлежавших приватизации и оставшихся в муниципальной (государственной) собственности. В числе таких объектов указан жилой <адрес>. Как следует из Плана приватизации, ранее находившиеся в муниципальной (государственной) собственности жилые дома и детские сады не подлежали приватизации и не были переданы в частную собственность вновь созданного АООТ «Гидропресс».
В ОАО «Гидропресс» отсутствует техническая документация на сооружение гражданской обороны и документы об объектах.
Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при этом учитывает поступившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц и, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 вышеуказанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью 100 человек, общей площадью <данные изъяты> кв.м., дата пуска в эксплуатацию – март ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным реестра федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, в реестр не включено.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия). Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил № 583). Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил № 583). Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Правил № 583 при режиме повседневной деятельности защитные объекты гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций. Встроенные и отдельно стоящие защитные объекты гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.
Право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны по <адрес> не зарегистрировано.
Таким образом, данное защитное сооружение гражданской обороны не прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
Как установлено в ходе проверки, объект имеет самостоятельное назначение как сооружение гражданской обороны. Факт изменения назначения объекта в ходе проверки не установлен.
Целевое назначение и статус объекта как объекта гражданской обороны сохранено и не изменялось. Таким образом, данный объект гражданской обороны в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
Отсутствие регистрации права федеральной собственности на объект гражданской обороны нарушает права Российской Федерации.
В результате проверки, проведенной прокуратурой Промышленного района с участием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований законодательства и в настоящее время находится в состоянии, не пригодном для его использования по назначению.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется впорядке, установленном законом.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Принятие мер по созданию объектов гражданской обороны, в том числе укрытий, направлено на исполнение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В результате непринятия мер к учету сооружений гражданской обороны данный объект содержится в ненадлежащем состоянии.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
В ходе содержания защитного сооружения гражданской обороны необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения (п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время).
Помещения защитного сооружения гражданской обороны должны быть сухими, температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов (п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). В защитном сооружении должна быть вся необходимая проектная и эксплуатационная документация (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Доказательств соответствия состояния спорного объекта гражданской обороны требованиям законодательства в области гражданской обороны, реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий суду не представлено.
Территориальное управление не совершало действий, направленных на снятие с учета ЗС ГО, которое не пригодно к восстановлению, снесено, и потребность в эксплуатации которого отсутствует.
Ненадлежащим содержанием защитного сооружения гражданской обороны нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны.
Также отсутствие учета защитного сооружения гражданской обороны как объекта федеральной собственности противоречит интересам государства, поскольку отсутствует учет и контроль за этим объектом, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, использованию его без оснований иными лицами.
Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Промышленного района г.Оренбурга, заявленного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, непринятии мер по учету сооружения гражданской обороны.
Признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости – защитное сооружение гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта федеральной собственности.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер, направленный на установление наличия либо отсутствия потребности в защитном сооружении гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2023 года
Судья подпись Т.С. Бахтиярова