Решение по делу № 3а-41/2021 от 14.08.2020

24OS0000-01-2020-000707-86

Дело № 3А-41/2021

121а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2021 года                          г. Красноярск

    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца Трофимовой О.В.- Щипцовой Е.П.,

представителя Правительства Красноярского края- Россихина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трофимовой Ольги Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,

УСТАНОВИЛ:

Трофимова О.В. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 43 532 257,04 рублей, определенной по состоянию на 18.12.2012 года, принадлежащего ей на праве собственности.

По итогам независимой оценки, рыночная стоимость данного нежилого здания составляет 26 346 661 рубль по состоянию на 18.12.2012 года.

Установление кадастровой стоимости нежилого здания, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания.

С учетом уточнений, просит восстановить срок на обращение в суд, с настоящим административным исковым заявлением, установить кадастровую стоимость данного нежилого здания в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 18.12.2012 года.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Правительства Красноярского края, просил отказать в удовлетворении требований административного искового заявления, поскольку рыночная стоимость нежилого здания в отчете об оценке определена неверно.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Ачинска Красноярского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, эксперта, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что административный истец с 25.06.2020 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 43 532 257,04 рублей, определенной по состоянию на 18.12.2012 года, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.1 л.д.12, 13-15).

Из отчёта об оценке выполненного ООО «ИнвестОценкаАудит», оценщик Сабада К.Ю. от 17.03.2020 года № 4216-ОНД/20 следует, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 18.12.2012 года, то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 26 346 661 рубль (т.1 л.д.23-111).

В связи с наличием возражений Правительства Красноярского края относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства по административному делу, судом по ходатайству административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза. На разрешение эксперта поставлены вопросы о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и в случае несоответствия, эксперту предложено определить рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 18.12.2012 года.

Заключением эксперта ИП Чемеровой Л.В. № ЭО-009 от 08.12.2020 года, установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета об оценке ООО «ИнвестОценкаАудит» от 17.03.2020 года № 4216-ОНД/20, выполненного оценщиком Сабада К.Ю., которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом по состоянию на 18.12.2012 года определена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером в размере 39 718 140,23 рублей, с учетом уточнений.

У суда нет оснований ставить под сомнение заключение эксперта Чемеровой Л.В. № ЭО-009 от 08.12.2020 года, произведенное компетентным лицом, имеющим соответствующее образование и квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.

В ходе судебного заседания эксперт Чемерова Л.В. дала подробные, мотивированные пояснения связанные с изменением рыночной стоимости нежилого здания указанной первоначально в заключении экспертизы и в изменениях внесенных, в части размера рыночной стоимости нежилого здания, ответила подробно и мотивировано на поставленные ей сторонами и судом вопросы.

Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки, однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.

Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 18.12.2012 года равной его рыночной стоимости в размере в размере 39 718 140,23 рублей. которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером следует считать дату подачи административного искового заявления в суд– 14 августа 2020 года.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела отнесены, в том числе, суммы, подлежащие выплаты экспертам (пункт 1) и расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).

Определением суда от 21.10.2020 года, по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ИП Чемеровой Л.В., расходы по проведению экспертизы возложены на Правительство Красноярского края.

Правительство Красноярского края возложенную на него обязанность по оплате расходов по проведению экспертизы не исполнило, в связи с чем, ИП Чемерова Л.В. просит взыскать расходы за проведение данной экспертизы в размере 22 264,80 рубля.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что требования административного искового заявления удовлетворены, то судебные расходы на проведение судебной оценочной экспертизы подлежат взысканию с Правительства Красноярского края.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Трофимовой Ольги Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания– удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , в размере его рыночной стоимости – 39 718 140 рублей 23 копейки, по состоянию на 18 декабря 2012 года.

Датой обращения Трофимовой Ольги Владимировны с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером считать 14 августа 2020 года.

Взыскать с Правительства Красноярского края в пользу индивидуального предпринимателя Чемеровой Людмилы Вячеславовны судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 22 264 рубля 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда              А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 22 января 2021 года.

3а-41/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трофимова Ольга Владимировна
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Администрация города Ачинска
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
14.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.10.2020Судебное заседание
23.12.2020Производство по делу возобновлено
13.01.2021Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2021Дело оформлено
26.01.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
26.01.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее