УИД 26RS0034-01-2024-000590-79
Дело № 2-490/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2024 года с.Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Головченко Н.Н.,
при секретаре Абдуллаевой М.У.,
с участием: помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Джоган В.Г., представителя ответчика Малоягурского территориального управления администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края Сподиной И.А., ответчиков: Литовченко С.В., Тарануха Н.Г., Денисенко Ю.В., Литовченко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузёма Николая Михайловича к администрации села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края, Литовченко С. В., Тарануха Н. Г., Денисенко Ю. В., Литовченко Р. В. о компенсации морального вреда,
установил:
истец Кузёма Н.М. обратился в Туркменский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации села Малые Ягуры Туркменского района Ставропольского края, Литовченко С.В., Тарануха Н.Г., Денисенко Ю.В., Литовченко Р.В. о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что с весны 2023 года, 2024 года жители села Малые Ягуры по улице Малиновского выгоняли своих коров на пастбище. За прогоном скота жители улицы Малиновского не смотрели, так как нанимали пастуха, и он один гнал коров по улице, шел сзади стада и не видел, куда шли коровы. Коровы шли вблизи его домовладения. Он инвалид и отогнать коров от двора не может, потому что у него после инсульта проблемы с ногами. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он обращался в администрацию Туркменского муниципального округа по данному вопросу. По результатам рассмотрения данных обращений, фактов незаконного и бесхозного выпаса сельскохозяйственных животных на территории села Малые Ягуры, в том числе вблизи его дома, не установлено. В 2022 году он обращался в прокуратуру Туркменского района по поводу прогона скота по улице Малиновского. По данному факту никаких мер ни со стороны администрации, ни со стороны жителей не принято. В связи с чем, он просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 рублей.
Истец Кузёма Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Ответчики в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Джоган В.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца, поскольку им не представлены доказательства доводов, отраженных в исковом заявлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 150, 151, 1101 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и не передаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из изложенного следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Применительно к правовому характеру настоящего спора в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец должен доказать наличие квалифицирующих признаков, позволяющих суду принять решение о возмещении ему морального вреда, факт нарушения его права; наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшим вредом; наличие физических или нравственных страданий, только совокупность всех данных признаков позволяет принять решение о взыскании морального вреда.
Обязательным условием наступления ответственности является причинная связь между противоправными действиями ответчика и причиненным моральным вредом.
Таким образом, Кузёма Н.М. не представлено допустимых, достоверных и исчерпывающих доказательств несения им морального вреда вследствие неправомерных действий ответчиков, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчиков отсутствовал факт нарушения прав истца, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кузёма Николая Михайловича к администрации села Малые Ягуры Туркменского <адрес>, Литовченко С. В., Тарануха Н. Г., Денисенко Ю. В., Литовченко Р. В. о компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд Ставропольского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19 декабря 2024 года.
Судья подпись Н.Н.Головченко
Подлинник решения находится
в гражданском деле № 2-490/2024
Туркменского районного суда
Ставропольского края.