Решение по делу № 3а-352/2020 от 06.08.2020

Дело № 3а-352/2020

42OS0000-01-2020-000337-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«05» октября 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению Шабалина Владимира Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Шабалин В.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником 3/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 901,02 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – строительство и эксплуатация магазина, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 августа 2014 года и составляет 1 996 849,53 руб.

Между тем рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Оценщик» № 18-1-ПК от 25 сентября 2020 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 437 000 руб.

В связи с этим, ссылаясь на нормы ст. 66 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Шабалин В.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, заинтересованные лица администрация Мариинского городского поселения, ООО Коммерческая фирма «Мария-Ра» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу) указали на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Заинтересованное лицо ООО Коммерческая фирма «Мария-Ра» в письменных возражениях указало, что считает требования истца правомерными.

Иные лица, участвующие деле, возражений по административному иску не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ), рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ), кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей (ч. 4).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 5).

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, Шабалин В.А. является собственником 3/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 901,02 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – строительство и эксплуатация магазина, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником оставшейся 1/4 доли в праве собственности на земельный участок является Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра».

Также установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06 октября 2004 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 декабря 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года, утвержденная по состоянию на 01 августа 2014 года, составляет 1 996 849,53 руб. (л.д. 8).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 03 августа 2020 года, о чем свидетельствует почтовый конверт (л.д. 59).

Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01 августа 2014 года.

В подтверждение заявленных требований с административным исковым заявлением истцом представлен отчет ООО «Оценщик» № 18-ПК от 29 января 2020 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 297 522,23 руб. (л.д. 9-56).

Также истцом представлен отчет ООО «Оценщик» № 18-1-ПК от 25 сентября 2020 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 437 000 руб. (л.д. 131-175).

Проверяя относимость и допустимость отчетов оценщика, суд исходит из того, что отчет № 18-ПК от 29 января 2020 года не отвечает требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности.

Так, при оценке земельного участка сравнительным подходом оценщиком использована информация о сделках с объектами-аналогами, стороны которых не указаны, что не исключает выкуп земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимого имущества по цене, не превышающей кадастровую стоимость земельного участка (ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), в связи с чем по своему характеру данные сделки не могут являться рыночными.

Кроме того, отобранный оценщиком в качестве объекта-аналога № 4 земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для иного использования – строительство многоэтажного жилого дома, отличный от вида разрешенного использования объекта оценки (для размещения объектов торговли).

В связи с указанным, отчет № 18-ПК не может быть признан допустимым доказательством.

Вместе с тем, отчет № 18-1-ПК от 25 сентября 2020 года о рыночной стоимости земельного участка содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость земельного участка определена сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки земельного участка оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Административными ответчиками, в том числе Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельного участка, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика № 18-1-ПК от 25 сентября 2020 года об определении рыночной стоимости земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 247 КАС РФ, к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах требования Шабалина Владимира Анатольевича подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Шабалина Владимира Анатольевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 901,02 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – строительство и эксплуатация магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 437 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года.

Дата обращения Шабалина Владимира Анатольевича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 03 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Копылова Е.В.

Решение в окончательной форме принято 05 октября 2020 года.

3а-352/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шабалин Владимир Анатольевич
Ответчики
КУГИ Кемеровской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области-Кузбассу)
Другие
администрация Мариинского городского поселения
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Копылова Елена Вадимовна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
06.08.2020Регистрация административного искового заявления
06.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Подготовка дела (собеседование)
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020Дело оформлено
05.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее