Дело № 3а – 929/20
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 9 декабря 2020 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Земсковой ФИО9 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Земскова ФИО10 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9184+/-34 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: [адрес], земельный участок 2а/1, равной его рыночной стоимости в размере 2 140 000 рубля по состоянию на 01.11.2013.
В обоснование административный истец указала, что данный земельный участок принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.11.2019.
Постановлением Правительства Нижегородской области № 863 от 10.12.2014 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.11.2013 определена в размере 11 595 442,88 рублей.
Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке ООО «Авангард» [номер] от 18.10.2020.
Ссылаясь на положения ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.ст.388, 390 Налогового кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Земскова И.Б. считает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, является завышенной, что нарушает ее права и законные интересы, поскольку влечет необоснованное увеличение размера налоговой базы, исчисляемой из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Земскова И.Б. просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9184+/-34 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: [адрес], земельный участок 2а/1, равной его рыночной стоимости в размере 2 140 000 (два миллиона сто сорок тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013.
Также представителем Земсковой И.Б. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный ответчик - Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39.
Земельный участок, кадастровый номер [номер], был поставлен на государственный кадастровый учет 07.11.2012 г. Данный объект недвижимости вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01 ноября 2013 года - пункт 8924 раздела «Богородский район». Изменений количественных и (или) качественных характеристик земельного участка не было. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 ноября 2013 года определена в размере 11 595 442,88 руб.
Административный истец, оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] представил отчет об оценке объекта недвижимости от 18.10.2020 г. № 458, составленный ООО «Авангард», в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка определена в размере 2 140 000,00 рублей по состоянию на 01.11.2013 года. Отклонение от кадастровой стоимости составляет 82%, что является существенным отклонением.
Кроме того, согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка внесена в ЕГРН 01.01.2015. Административное исковое заявление подано в 2020 году, то есть по истечении пяти лет. Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд, установленный ст.245 КАС РФ. Уважительные причины пропуска срока административным истцом не представлены. В связи с чем, Правительство Нижегородской области заявляет о пропуске административным истцом срока на обращение в суд без уважительных причин.
Считает, что исковые требования административного истца Земсковой И.Б. об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года удовлетворению не подлежат. Просим в иске отказать.
Руководствуясь ст.45 КАС РФ, ходатайствует о направлении копии решения суда в его адрес.
Заинтересованным лицом - Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представлен в суд отзыв, из которого следует, что Приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с 01.03.2012 была наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
С 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на государственный кадастровый учёт 07.11.2012 и вошёл в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013.
Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Приложением 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».
По сведениям ЕГРН 06.03.2020 земельный участок с кадастровым номером [номер] был снят с государственного кадастрового учета с присвоением статуса «архивный».
Таким образом, Земсковой И.Б. оспариваются сведения о неактуальной «архивной» кадастровой стоимости несуществующего «архивного» объекта недвижимости (п.12, 13 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 16.12.2015 № 943).
Согласно ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Учитывая вышеизложенное, просит суд административному истцу в заявленных требованиях отказать в полном объеме и рассмотреть данное дело без участия представителя Учреждения (в лице филиала) с учётом позиции, закрепленной в настоящем отзыве.
Составу суда доверяет, отводов не имеет.
Заинтересованным лицом – Администрацией городского округа [адрес] Нижегородской области представлен отзыв на административное исковое заявление Земсковой И.Б., в котором указано, что доля поступлений от оплаты имущественного налога составляет более 50% собственных доходов. Недополучение средств в местный бюджет непосредственно скажется на исполнении соответствующим муниципальным образованием принятых расходных обязательств по решению вопросов местного значения, возложенных на него в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также, на исполнение полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным Федеральным законом №131 - ФЗ к вопросам местного значения, являющимися отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Кроме того, доходы, поступающие в бюджет города [адрес], в том числе и доходы от имущественного налога, входят в состав консолидированного бюджета [адрес] муниципального района Нижегородской области. Следовательно, недополучение налога приведет к снижению доходной части не только бюджета города [адрес], но и всего бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области.
Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости. Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9184 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], составляет 11 595 442,88 рублей.
Истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости указанных выше помещений по состоянию на 18.10.2020 года. Согласно данному отчету итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки указанных выше нежилого здания: деревообрабатывающего комплекса - 2 140 000 руб.
С рыночной стоимостью спорного имущества, указанного в исковом заявлении - не согласны. Считает, что результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные названным выше постановлением Правительства Нижегородской области, являются единственно верными.
Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать; провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации города [адрес] Нижегородской области и направить копию итогового решения по данному делу в адрес Администрации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании п.5 ч.2 ст.14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Как установлено ст.390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.
Из материалов дела следует, что Земскова И.Б. обладает на праве собственности объектом недвижимости - земельным участком с кадастровым номером [номер] общей площадью 9184+/-34 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес].
Указанное право на земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-39527425 от 17.11.2020, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.71-72).
Следовательно, Земскова И.Б., права и обязанности которой как плательщика земельного налога, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка.
По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером [номер] включен в Перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены Постановлением № 863.
В соответствии с Приложением № 1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] была установлена по состоянию на 01.11.2013 и составляет 11 595 442,880 рублей (п.<данные изъяты> раздела «городские округа» «[адрес]») (л.д.11).
Приходя к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения административного искового заявления Земсковой И.Б. по существу, суд полагает необходимым восстановить предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ, ч.10 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена предусмотренная статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» периодичность проведения государственной кадастровой оценки, а именно, исключены положения о том, что она подлежит проведению не реже чем один раз в течение пяти лет.
Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером [номер] был внесен в Единый государственный реестр недвижимости 07.11.2012 и снят с учета 06.03.2020.
Земельный участок с кадастровым номером [номер], вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013.
Земельный участок с кадастровым номером [номер] в соответствии с видом разрешенного использования - «для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки», согласно Приложению 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», отнесен к 9 группе видов разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 № 863 в размере 11 595 442,88 рублей (л.д.68-69).
Таким образом, в государственный кадастр недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены до 01.11.2013, т.е. являются ранее учтенными. Следовательно, оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не имеется.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 ноября 2013 года.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административными истцами в суд представлен отчет об оценке ООО «Авангард» [номер] от 18.10.2020.
Судом установлено, что отчет об оценке ООО «Авангард» [номер] от 18.10.2020 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 № 145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика ООО «Авангард» ФИО5, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, являющегося членом Ассоциации саморегулируемой организации оценщиков «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка коммерческого использования (незастроенные земельные участки для строительства коммерческой недвижимости производственно-складского назначения, расположенные в Нижегородской области в районных центрах с развитой промышленностью).
Как следует из отчета [номер] от 18.10.2020, оценщиком для сравнения было отобрано 4 объекта-аналога (табл.9 на стр.39-40 Отчета). С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на район расположения, на площадь, на наличие инженерных коммуникаций - на основании Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», Том 3, Нижний Новгород, 2014 г.
Определение скорректированной величины стоимости единицы площади для объекта оценки представлено в таблице 12 на стр.46 - 47 Отчета.
Итоговое заключение о рыночной стоимости объекта оценки изложено в разделе 11.6 (стр.48-49 Отчета – л.д.39 оборот - 40).
Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9184+/-34 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: [адрес], земельный участок 2а/1, по состоянию на 01.11.2013 составляет 2 140 000 (два миллиона сто сорок тысяч) рублей.
По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке ООО «Авангард» [номер] от 18.10.2020, соответствующему требованиям ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных административным истцом требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности Кошелевой Е.И. земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).
Доводы Правительства Нижегородской области о том, что административным истцом пропущен установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, не может быть признан обоснованным, поскольку в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Также данное законоположение установлено определением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 1195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Интерагрокомплекс» на нарушение конституционных прав и свобод частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что Земсковой И.Б. оспариваются сведения о неактуальной «архивной» кадастровой стоимости несуществующего «архивного» объекта недвижимости, не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей «архивной», может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Доводы, изложенные в своем отзыве Администрацией городского округа город [адрес] Нижегородской области, не содержат обоснования для отказа в удовлетворении заявленных Земсковой И.Б. административных исковых требований.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке ООО «Авангард» [номер] от 18.10.2020, выполненный оценщиком ФИО5 отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на юридически значимую дату – на 01 ноября 2013 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования Земсковой ФИО13 об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года подлежат удовлетворению в размере, установленном оценщиком – 2 140 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Земсковой ФИО14 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], площадью 9184+/-34 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений деревообрабатывающего комплекса, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости в размере 2 140 000 (два миллиона сто сорок тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья областного суда Н.В. Гущева
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2020 г.