УИД 11RS0001-01-2020-007447-14 №2а-5174/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Сивергиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казакова Владимира Викторовича об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя отделения судебных приставов по городу Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми;
у с т а н о в и л :
Казаков В.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов-исполнителей по г.Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми ( ОСП по г.Сыктывкару №2 ) Гилевой Л.Н. по принятию исполнительного документа-соглашения об уплате алиментов от 25.02.2021 к исполнению и вынесению постановления №62945/21/11025-ИП от 30.04.21 о расчете задолженности по алиментам.
Административный истец, его представитель в судебном заседании на иске настаивали по заявленным основаниям, поясняя, что соглашение об уплате алиментов в твердой денежной сумме было заключено между Казаковым В.В. и Казаковой М.В. в тот период, когда Казаков В.В. не имел постоянного дохода и не получал заработной платы. Поскольку в настоящее время удержания за предшествующий обращению взыскателя трехгодичный период произведены из расчета доли дохода, полученного по месту работы, текущие удержания производятся за счет того же источника, принудительное исполнение ранее заключенного соглашения приводит к дублированию алиментных обязательств Казакова В.В.
Представитель административного ответчика с требованиями не согласилась, указывая о том, что оснований для отказа в принятии исполнительного документа от 25.02.2011 не имелось, т.к. он отвечал всем предъявляемым требованиям, а правовая оценка его условий не входит в компетенцию судебного пристава- исполнителя.
Взыскатель Казакова М.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Не оспаривая изложенных административным истцом обстоятельств, пояснила суду, что исполнительный документ в виде нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, заключенного 25.02.2011 между ней и Казаковым В.В. был предъявлен к исполнению в ОСП по г.Сыктывкару №2, поскольку данное соглашение сторонами по обоюдному согласию до настоящего времени не расторгалось.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 настоящего Кодекса. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как свидетельствуют материалы дела, 25.12.2020 в Отделение судебных приставов-исполнителей по г.Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми ( далее- ОСП №2 по г.Сыктывкару ) поступило заявление взыскателя – Казаковой М.В. о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа- исполнительного листа, выданного мировым судьей Куратовского судебного участка г.Сыктывкара 10.04.2007.
При этом, как следует из содержания заявления, Казаковой М.В. судебному приставу было указано о том, что в связи с потерей работы Казаковым В.В., между ней и должником 25.02.2011 было заключено соглашение о добровольной уплате алиментов в твердой денежной сумме. С 2018 года должник трудоустроен, в связи с чем, алименты подлежат взысканию за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 (3 года, предшествующие предъявлению исполнительного документа к исполнению), с учетом уже уплаченных им средств.
На основании поступивших заявления взыскателя и исполнительного листа, судебным приставом- исполнителем Гилевой Л.Н. в отношении Казакова В.В. было возбуждено исполнительное производство №177407/20/11025-ИП, предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере 1\4 части всех видов заработка и ( или) иного дохода, ежемесячно. В рамках данного исполнительного производства с должника взыскана задолженность по уплате алиментов, исчисленных за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 согласно полученным сведениям о доходах ( справки формы 2-НДФЛ за соответствующий период).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сыктывкару №2 Гилевой Л.Н. от 23.04.2021 исполнительное производство №177407/20/11025-ИП окончено в связи с фактическим исполнением: задолженность по алиментам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, исчисленная в размере 1\4 доли от совокупной величины полученного по месту работы дохода, должником погашена полностью. Копия исполнительного документа направлена по месту работы должника для удержания периодических платежей.
29.04.2021 в ОСП по г.Сыктывкару №2 поступило заявление взыскателя Казаковой М.В. о возбуждении исполнительного производства на основании иного исполнительного документа- нотариально удостоверенного ( реестровый №...) соглашения об уплате алиментов на содержание ребенка от 25.02.2011, заключенного между ней и Казаковым В.В.
На основании поступивших заявления взыскателя и нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов, судебным приставом- исполнителем Гилевой Л.Н. в отношении Казакова В.В. 29.04.2021 было возбуждено исполнительное производство №62946/21/11025-ИП, предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере 6 000 рублей ежемесячно.
30.04.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя о расчёте задолженности по алиментам должнику определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребёнка за период с 01.06.2018 по 31.03.2021 с учётом индексации в размере 360616,03 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г.Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми от 07.05.2021 постановлено для осуществления взыскания обратить взыскание на заработную плату должника Казакова В.В. и направить в УФНС по Республике Коми. Удержания производить ежемесячно в трёхдневный срок со дня выплаты дохода, начиная с 01.04.2021 в размере 45% части дохода, из них 6000 рублей - текущие алименты, остальное - в счёт погашения задолженности, которая на 01.04.2021 определена в сумме 360 616,03 рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункты 1, 3 статьи 80 Кодекса).
В силу статьей 80 - 81 Семейного кодекса Российской Федерации получателем алиментов является родитель, содержащий ребенка; он же является взыскателем в исполнительном производстве.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен частью 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве, согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Порядок расчета задолженности по алиментам разъяснен в разделе V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России 19 июня 2012 года N 01-16, согласно которому расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со статьей 14 Закона об исполнительном производстве.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан предпринимать меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение решения суда.
Одним из принципов исполнительного производства, указанных в статье 4 Закона N 229-ФЗ, являются законность и своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч.2 ст.100 Семейного кодекса Российской Федерации, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
В силу п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов является одним из видов исполнительных документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства указан в статье 31 данного Закона.
Согласно пункту 4 части первой указанной статьи судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 данного Федерального закона.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", перечень их является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Эти требования закона судебным приставом-исполнителем соблюдены, поскольку исполнительный документ соответствовал требованиям закона, следовательно, имелись основания для возбуждения исполнительного производства и определения размера задолженности.
Согласно части 5 данной статьи содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами.
Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", под соглашением об уплате алиментов согласно статьям 99 и 100 Семейного кодекса Российской Федерации понимается нотариально удостоверенное письменное соглашение между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. Указанное соглашение имеет силу исполнительного листа и исполняется по правилам исполнительного производства.
Исходя из положений п.4 ст.21 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также п.2.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП России 19 июня 2012 г. (N 01-16), исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока.
29.04.2021, рассмотрев заявление взыскателя Казаковой М.В. с приложением исполнительного документа, административный ответчик не могла не вынести оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства, так как нотариальное соглашение об уплате алиментов от 25.02.2011 года соответствовало требованиям, предъявляемым к данному исполнительному документу, в нем содержались все необходимые реквизиты, срок предъявления его к исполнению не истек.
Доводы административного истца относительно обязанности судебного пристава при возбуждении исполнительного производства проверить представленный исполнительный документ на предмет толкования условий заключенной нотариальной сделки (соглашения) об уплате алиментов не могут служить основанием к отказу в возбуждении исполнительного производства, поскольку на данной стадии судебный пристав-исполнитель проверяет лишь соответствие исполнительного листа требованиям, изложенным в статье 13 Закона об исполнительном производстве, и не вправе проводить проверку законности положений заключенной нотариальной сделки.
Действующее семейное законодательство не ограничивает родителей ребенка в возможности заключения соглашения об уплате алиментов при наличии исполнительного листа суда о производстве алиментных удержаний в виде доли дохода, поскольку нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов является сделкой и имеет иную правовую природу, чем исполнительный лист.
Согласно ст.110 СК РФ, удержание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает пятьдесят процентов заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что доводы административного истца о порядке реализации условий нотариального соглашения об уплате алиментов от 25.02.2011 выходят за рамки заявленного публичного требования об оспаривании действий должностного лица ОСП по г.Сыктывкару №2, поскольку к компетенции судебного пристава-исполнителя указанные вопросы не относятся.
Пунктом 1 статьи 101 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что к заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительным соглашения об уплате алиментов применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок.
Из содержания п.2.4 соглашения об уплате алиментов, заключенного между бывшими супругами 25.02.2011, также следует, что оно может быть изменено или расторгнуто ими в любое время по взаимному согласию.
Соответственно, в случае недостижения такого согласия, Казаков В.В. вправе обратиться в суд с иском к Казаковой М.В. о расторжении сделки либо оспаривании ее условий.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Поскольку необходимой совокупности указанных выше условий по настоящему делу не установлено, нет оснований и для удовлетворения заявленного административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Казакова Владимира Викторовича об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя отделения судебных приставов по городу Сыктывкару №2 УФССП по Республике Коми Гилевой Людмилы Николаевны по принятию к исполнению исполнительного документа- нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов на содержание ребенка от 25.02.2011, вынесению постановления от 30.04.21 о расчете задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства №62945/21/11025-ИП- оставить без удовлетворения.
Принятые на основании определения Сыктывкарского городского суда от 21.05.2021 меры предварительной защиты по административному делу №2а-5174/2021 - отменить.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца.
Мотивированное решение будет изготовлено 11.06.2021 и доведено до сведения лиц, участвующих в административном деле, и их представителей путем вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением.
Судья - Ю.А.Дульцева
...