Председательствующий: Янович Д.Н.
Дело № 33-3347/2023 (2а-5/2023)
УИД 55RS0020-01-2022-000891-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 12 июля 2023 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Будылка А.В., Григорец Т.К.
при секретаре Байрамовой С.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 2а-5/2023 по исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области в лице представителя Денисюка Д. Г. к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о наложении обязанности на административного ответчика администрацию Москаленского муниципального района Омской области устранить нарушения лесного законодательства – обеспечить очистку на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы,
по апелляционной жалобе истца на решение Москаленского районного суда Омской области от 21 февраля 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных Главным управлением лесного хозяйства Омской области в лице представителя Денисюка Д. Г. к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области требований о наложении обязанности на административного ответчика администрацию Москаленского муниципального района Омской области устранить нарушения лесного законодательства – обеспечить очистку на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы, отказать.».
Заслушав доклад судьи Григорец Т.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области по доверенности Денисюк Д.Г. обратился в суд с иском к Администрации Москаленского муниципального района Омской области, Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства посредством сноса самовольно возведенных построек. В обоснование административного иска указано, что в процессе текущего патрулирования лесного участка с кадастровым номером 55:13:000000:209, расположенного в Москаленском участковом лесничестве, урочище Екатериновское сельское поселение, лесотаксационный квартал 110, выдел с. Екатериновка, на территории, прилегающей к лесам, выявлены самовольные строения не капитального типа в виде деревянного сарая неправильной формы размерами не менее 6,5 метров, забора – ограждения деревянного типа, палатки и иных предметов. Ряд объектов частично занимает лесной участок на площади 0,001 га. Место расположения объектов определяется координатами точек 54,91487 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д. Самовольные строения расположены на расстоянии не менее 30 метров от <...> д. Екатериновка. Объекты, расположенные менее 10 метров от стены леса, создают угрозу пожарной безопасности в лесах. Самовольные объекты расположены на землях не разграниченной государственной собственности, вещные права на них не зарегистрированы. В соответствии с земельным законодательством РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в не разграниченной государственной собственности на территории Москаленского муниципального района, возложены на администрацию Москаленского муниципального района. В обязанности ответчика входит обеспечение пожарной безопасности у лесного участка, в том числе очистка территории на полосе шириной не менее 10 метров.
С учетом уточнений требований просил обязать административного ответчика Администрацию Москаленского муниципального района Омской области обеспечить очистку на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы, расположенных у границ лесного участка с кадастровым номером № <...>, урочище Екатериновское сельское поселение, урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 110 выдел д. Екатериновка.
В судебное заседание представитель истца Главного управления лесного хозяйства Омской области Денисюк Д.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Москаленского муниципального района Омской области по доверенности Прошивалко Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу. Пояснил, что на земельном участке расположены самовольно возведенные постройки некапитального типа. Администрация Москаленского муниципального района Омской области решений о размещении в указанном месте построек не принимала и разрешений не выдавала. Лесных участков, расположенных на территории Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, находящихся в собственности Москаленского муниципального района, не имеется. В ходе обследования было установлено, что на земельном участке расположены 8 объектов: амбар, пчеловодческий вагон, куча разнородного хлама, черновой металл, рулоны соломы, летний загон для скота, железобетонные плиты, разнородный хлам. В ходе рассмотрения дела установлено лицо, возводившее данные постройки, Месский В.П. Указанные координаты 54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы представляют собой точку, находящуюся на территории дома № <...> по улице <...> в д. Екатериновке, принадлежащего Мескому В.П.
Представитель ответчика Администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района О. области участия в рассмотрении дела не принял, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
Треть лицо Меский В.П. в судебном заседании пояснил, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка, <...> перешедших ему в порядке наследования после смерти матери, спорные постройки были возведены им около территории его домовладения и он длительное время ими пользуется. Заявил о намерении очистить прилегающую территорию и ликвидировать все самовольные объекты, однако возражал против сноса амбара и колодца, поскольку данные объекты были возведены еще в 1956 году и внесены в технический паспорт. В настоящее время оформляет документы для предоставления в собственность дополнительного земельного участка, на котором расположены его постройки.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, БУ «Омский центр КО и ТД», Анищенко И.В. извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение
В апелляционной жалобе представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области по доверенности Денисюк Д.Г. просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что иск рассмотрен только в отношении Администрации Москаленского муниципального района Омской области, доказательства, опровергающие факт отнесения территории с размещенными на ней пожароопасными объектами к неразграниченной государственной собственности в Москаленском муниципальном районе, не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Москаленского муниципального района Омской области Прошивалко Д.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, решение было вынесено в отношении всех ответчиков.
Представитель истца Главного управления лесного хозяйства Омской области, представитель ответчика Администрации Екатериновского сельского поселения, третье лицо Анищенко И.В., Меский В.П., представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и БУ «Омский центр КО и ТД» участия в рассмотрении апелляционной жалобы не приняли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области по доверенности Прошивалко Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив ее доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований в настоящем деле не установлено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 12.09.2022 в ходе патрулирования лесов должностными лицами лесной охраны Исилькульского лесничества ГУЛХ Омской области в урочище Екатериновское сельское поселение Москаленского муниципального района, лесотаксационном квартале 110, выделе относительно д. Екатериновка с кадастровым номером 55:13:000000:209, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, на территории, прилегающей к лесам, выявлены самовольные объекты в виде деревянного сарая неправильной формы размерами не менее 6,5 метров на 15 метров, забора – ограждения деревянного типа, палатки из синтетического материала с объектами внутри. Ряд объектов размещается на лесном участке на площади 0,001 га, сухие горючие объекты, отсутствует полоса шириной не менее 10 метров от стены защитного леса. Привязка координат к месту патрулирования определена с применением программы Сурвей-Кам и картографической основы САС-планета
Составлен акт патрулирования лесов № 49-09-2022/П, к которому прилагается выкипировка карты и схемы, служебное задание, фотографии. Координаты условных точек расположения некапитальных объектов: 54, 91487 градусов с.ш. и 71, 80 861 градусов в.д.; 54, 91 488 градусов с.ш. и 71, 80 865 градусов в.д.
Из акта патрулирования лесов № 62-10-2022/П от 06.10.2022 следует, что должностными лицами лесной охраны на основании служебного задания проводилось патрулирование на площади 4,4 га. Защитные леса, в ходе которого обнаружены земельные участки, прилегающие к лесам без проведения противопожарных барьеров, с координатами условных точек: 54,91487 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д.
В месте наблюдения обнаружена территория – лесной участок с кадастровым номером 55:13:000000:209, местоположение которого определяется в соответствии со статьей 6-1 Лесного кодекса РФ и лесохозяйственного регламента Исилькульского лесничества (таблица-приложение № 2), урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 110, выдел д. Екатериновка.
Защитная лесополоса с преобладающей породой – береза, состав насаждений 10Б. У западной части д. Екатериновка предположительно <...>, на расстоянии не менее 30-40 метров и у границы лесов наблюдаются самовольные объекты не капитального типа, палатки и иные объекты с угрозой для защитных лесов. Объекты частично расположены на землях лесного фонда. Правоустанавливающих документов или разрешений на возведение объектов, их размещение, предоставление земельного участка не представлено. Самовольно используемый участок охраняется собакой. Привязка координат к месту патрулирования определена с применением программы Сурвей-Кам и картографической основы САС-планета.
07.10.2022 года в адрес главы Москаленского муниципального района О. области Ряполова А.В. и главы администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Ковтунова С.Л. государственным лесным инспектором Денисюком Д.Г. направлены уведомления о выявлении самовольной постройки.
Аналогичный акт № 76-10-2022/П составлен 18.10.2022, согласно которому снос объектов не произведен. Присутствует захламление лесов.
Обращаясь в суд, истец с учетом уточнений просил обязать администрацию Москаленского муниципального района Омской области устранить нарушения пожарной безопасности в лесу – обеспечить очистку территории от самовольных объектов, на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д.
В подтверждение требований представил справку от 22.11.2022 ГУЛХ Омской области, согласно которой по сведениям Государственного лесного реестра на период 2022 года на лесном участке с кадастровым номером 55:13:000000:209 урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 110, выдел д. Екатериновка не предусмотрено размещение объектов лесной инфраструктуры или капитальных и иных строений. Договор на использование лесов не заключен, разрешение на размещение объектов на лесном участке не выдавалось. Проект освоения лесов не разработан, положительное заключение экологической экспертизы проекта освоения лесов не получено.
Вместе с тем, по информации Главного управления лесного хозяйства Омской области от 30.01.2023 материалы лесоустройства Москаленского сельского участкового лесничества Исилькульского лесничества отсутствуют, в том числе на лесной участок, расположенный в выделе д. Екатериновка квартала № 110 урочища «Екатериновское сельское поселение» Москаленского сельского участкового лесничества Исилькульского лесничества.
Возражая против иска, представитель администрации Москаленского муниципального района Омской области по доверенности Прошивалко Д.В. указал, что на земельном участке, находящемся на территории Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района расположены самовольно возведенные постройки не капитального типа, при этом Администрация Москаленского муниципального района Омской области решений о размещении указанном месте построек не принимала и разрешений не выдавала. Лесных участков, расположенных на территории Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района, находящихся в собственности Москаленского муниципального района не имеется. Постройки возведены собственником жилого дома с кадастровым номером № <...> и земельным участком с кадастровым номером № <...> Меским В.П.
Администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области возражала против удовлетворения иска, указала, что по их мнению постройки возведены на землях лесного фонда, распоряжением земельных участков, собственность которых не разграничена, осуществляется муниципальным районом. В дальнейшем указали, что сведениями о лицах, установивших самовольные постройки не раполагают.
В целях уточнения перечня спорных объектов, составлен акт обследования построек, расположенных по <...>, напротив <...> Омской области, составленному 15.12.2022 комиссией в составе представителей ГУЛХ Омской области и администрации Москаленского муниципального района Омской области, а также собственника построек Меского В.П., постройки состоят из 7 объектов: 1 амбар, пчеловодческий вагон, обитый железом, летний загон для скота, хлам (древесина, металл, пластик), черновой металл, рулон соломы, железобетонные плиты. Расстояние от ограждения дома до амбара 13 метров, все вышеуказанные объекты находятся на лесном участке. К акту составлена фототаблица.
В ответ на запрос суда ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области сообщило, что в соответствии со сведениями ЕГРН границы объекта капитального строительства (жилого дома) с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Омская область, <...>, с/о Екатериновский, <...>, определяется в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>. На жилой дом и земельный участок зарегистрировано право собственности Меского В.П. Местоположение точек с географическими координатами 54 градусов 91 минута 487 секунд с.ш. и 71 градусов 80 минут 861 секунд в.д.; 54 градусов 91 минут 488 секунд с.ш. и 71 градусов 80 минут 865 секунд в.д. в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> не определяется. Определить нахождение указанных координат в границах объектов Г4, Г5, а также границы указанных объектов в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> не представляется возможным.
Третье лицо Меский В.П. суду пояснил, что указанные объекты находятся на территории земельного участка, которым он пользуется, границы земельного участка не определены, амбар построен в 50-х годах для хранения зерна и сена его дедом, также устроен колодец. Объекты составляют единый хозяйственный двор, намерен убрать пчеловодческий вагончик, плиты им используются для перекрытия выгребной ямы, амбар и колодец убрать не сможет, они внесены в технический паспорт. Оспаривал нахождение объектов на территории лесного участка, так как по его замерам расстояние от строения до первой березы составляет 75 м, напротив, каждую весну и осень подсаживает деревья в это месте.
В материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права согласно которому, Меский В.П. является собственником земельного участка площадью 2000 кв.м., по адресу: Омская область, Москаленский район, с. Екатериновка, <...> кадастровый № <...>. Из копии технического паспорта на жилой <...> в <...> Омской области по состоянию на 02.03.2022, следует, что дом 1967 года постройки, имеется амбар обозначение Г4 - гараж (материал стен – бревно), колодец – Г5 (сруб).
Глава Москаленского муниципального района О. области Ряполов А.В. суду в ответе на запрос сообщил, что земельный участок с координатами точек 54,9187 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д. расположен в границах населенного пункта Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Екатериновского сельского поселения, утвержденными решением Совета Екатериновского сельского поселения от 27 февраля 2017 года № 3 испрашиваемый земельный участок относится к рекреационной зоне, выделенной для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В состав рекреационных зон могут включаться территории Екатериновского сельского поселения, занятые лесами, скверами, парками, садами, озерами, водохранилищами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, занятий физической культурой и спортом.
В свою очередь, глава Екатериновского сельского поселения Ковтунов С.Л. указал на отсутствие сведений о категории земельного участка в связи с невозможностью установления его местоположения по указанным координатам.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен заместитель главного государственного инспектора Москаленского района Омской области Кокорин Ю.В., суду пояснивший, что земельный участок должен определяться множеством точек. В данном случае земельный участок, не определен, так как указана только одна точка с двумя географическими координатами. Исходя из указанной в иске координаты точки, ее местоположение находится на землях населенного пункта Екатериновского сельского поселения, не в ведении лесного фонда, ГУЛХ отношения к указанной территории не имеет. Меский В.П. пользуется земельным участком на протяжении длительного периода времени, без правоустанавливающих документов. Вопрос оформления данного земельного участка не относится к компетенции Главного управления лесного хозяйства Омской области, так как он к лесному фонду не принадлежит.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Москаленского муниципального района О. области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района О. области, суд первой инстанции, руководствуясь статьями ст. 7, 23, 81-83, 86 К РФ, исходил из того, что точное местоположение участка местности, на котором ответчику необходимо обеспечить очистку, не указано, указанные две географические координаты (54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы) не определяют участок местности, а показывают лишь точку, находящуюся в пределах населенного пункта Екатериновского сельского поселения, не принадлежащих лесному фонду, что подтверждено заместителем главного государственного инспектора Москаленского района Омской области Кокориным Ю.В., вопросы использования земельных участков не относящихся к землям лесного фонда, к ведению Главного управления лесного хозяйства не относятся.
Одновременно суд первой инстанции указал, что спорные строения и имущество принадлежат Мескому В.П., расположены на земельном участке который последний использует в домашнем хозяйстве, в связи с чем, администрация Москаленского муниципального района Омской области является ненадлежащим административным ответчиком по уточненным административным истцом требованиям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований заявленных к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
Как указано в п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
В силу п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Частью 4 ст. 6.1 ЛК РФ определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 91 ЛК РФ информация о составе и границах лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, подлежит внесению в государственный лесной реестр.
В силу п. 6 ч. 4 ст. 25 ЛК РФ к видам использования лесов относится, в том числе ведение сельского хозяйства.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 ЛК РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно ч. 2 ст. 38 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Статьей 10 ЛК РФ предусмотрено, что по целевому назначению все леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В соответствии с пунктом 3 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России от 02.07.2020 № 408, ведение сельского хозяйства запрещается:
- в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства;
- в лесах, расположенных в лесопарковых зонах;
- в лесах, расположенных в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства (без возведения изгородей в указанных целях);
- в городских лесах;
- на заповедных лесных участках;
-на особо защитных участках лесов, за исключением сенокошения и пчеловодства (кроме заповедных лесных участков) (пункт 2 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Р Ф).
Пунктом 7 Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, установлены объекты лесной инфраструктуры для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства (помимо объектов, указанных в пункте 1 перечня): б) в защитных лесах, за исключением лесопарковых зон, городских лесов и заповедных лесных участков: улей; изгородь; некапитальное строение, сооружение для бытовых нужд; навес; некапитальное строение, сооружение для первичной обработки продукции; склад для размещения кормов и хозяйственного инвентаря (некапитальное строение, сооружение).
Согласно ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно Положению о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143 в функции Главного управления лесного хозяйства Омской области в том числе входит: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, выдача разрешения на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда, которые допускаются к строительству на них при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с лесным законодательством, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пунктов 9 и 10 запрещается засорение леса отходами производства и потребления, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские(фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Обращаясь в суд с иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области представитель ГУЛХ Омской области ссылался на то, что спорные объекты расположены на землях не разграниченной государственной собственности, но спорный участок расположен на территории, прилегающей к лесам.
В качестве характеристики местоположения объектов установил и привел географические координаты точки. При этом, указал, что границы лесотаксационного квартала 110 выдела относительно Екатериновка с кадастровым номером 55:13:000000:209 определяются приложением – таблицей № 4 лесохозяйственного регламента (таксационным описанием, Лесным планом Омской области).
Как указано выше, в ответ на судебный запрос ГУЛХ Омской области сообщило, что материалы лесоустройства Москаленского сельского участкового лесничества отсутствуют, в том числе на лесной участок в выделе д. Екатериновка квартала № 110.
Между тем, глава Москаленского муниципального района Ряполов А.В. сообщил, что земельный участок с приведенными истцом координатами находится в границах Екатериновского сельского поселения Москаленского района Омской области, в рекреационной зоне, что следует из карты функционального зонирования территории Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, Меский В.П. использует земельный участок, оформляет его в собственность, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что вопросы размещения либо ликвидации объектов на спорном земельном участке не относятся к компетенции ГУЛХ Омской области.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:13:000000:209 относится к категории земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования заготовка древесины, ведение сельского хозяйства, рекреационной деятельности и т.д., границы участка не установлены, однако доказательств, того, что спорная территория относится к землям лесного фонда определяемым границами лесничества, где ГУЛХ Омской области как осуществляющий охрану лесов, вправе требовать исполнения мер пожарной безопасности на землях лесного фонда не предоставлено.
Судом установлено, что на земельном участке имеются постройки и имущество (колодец, амбар, пчеловодческий вагон, обитый железом, летний загон для скота, хлам (древесина, металл, пластик), черновой металл, рулон соломы, железобетонные плиты) принадлежащее Мескому В.П.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 предписано в том числе гражданам Российской Федерации, владеющим, пользующимся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса.
Судебная коллегия не может согласиться с отнесением построек: колодец, амбар, пчеловодческий вагон, обитый железом, летний загон для скота, имущества: черновой металл, рулон соломы, железобетонные плиты, принадлежащих Мескину В.П., в том числе древесина, металл, пластик, которые как показал последний использует в хозяйстве, к предметам которые пользователь территорий прилегающих к лесу, обязан удалять с покрытых лесной растительностью земель, таких как сухая травянистая растительность, пожнивные остатки, валежник, порубочные остатки, отходы производства и потребления и другие горючие материалы.
Кроме того, п. 10 Постановления требует от пользователей земельных участков удалять вышеуказанные отходы и др. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, акты осмотра составлялись в сентябре, октябре 2022 года после установления устойчивой дождливой осенней погоды.
Кроме того, истец обратился в суд с иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, как к лицам в распоряжении которых находится земельный участок, между тем в суде установлено, что частью земельного участка, на котором расположены спорные объекты, владеет и пользуется, без предоставления такого права Меский В.П., спорные предметы являются его собственностью, а потому суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении иска к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области как к ненадлежащим ответчикам.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно не рассмотрения судом требований, заявленных к администрации Екатерининского сельского поселения, суд апелляционной инстанции признает их необоснованными ввиду следующего.
По мнению представителя истца, он уточнил требования к администрации Москаленского муниципального района Омской области без отказа от исковых требований к администрации Екатериновского сельского поселения <...> Омской области, процессуальное решение о прекращении производства по делу в отношении последнего ответчика не принималось. Соответствующий протокол судебного заседания либо отсутствует, либо нарушены правила его составления.
В первоначальном исковом заявлении, поступившем в суд, истец просил обязать ответчиков администрацию Москаленского муниципального района и администрацию Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района осуществить снос самовольно возведенных построек с координатами расположения 54,91487 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д., расположенных у границ лесного участка с кадастровым номером 55:13:000000:209, урочище Екатериновское сельское поселение, квартале 110 выделе д. Екатериновка.
Из протокола судебного заседания от 20.01.2023 следует, что представитель ГУЛХ Омской области по доверенности Денисюк Д.Г. заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления об уточнении заявленных требований, ходатайство судом удовлетворено.
Определением судьи от 20 января 2023 года заявление представителя истца об уточнении требований, рассматриваемое судом по правилам административного судопроизводства, в порядке ст. 46 КАС принято к производству суда.
В заявлении об уточнении исковых требований просит обязать администрацию Москаленского муниципального района устранить нарушения лесного законодательства – обеспечить очистку на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов с.ш. и 71,80861 градусов в.д., в обоснование указав, что распоряжение земельными участками, находящимися в не разграниченной государственной собственности на территории Москаленского муниципального района, выступает именно администрация Москаленского муниципального района, в обязанности которой входит обеспечение пожарной и санитарной безопасности у лесного участка.
Вместе с тем судом постановлено: «В удовлетворении заявленных Главным управлением лесного хозяйства Омской области в лице представителя Денисюка Д. Г. к администрации Москаленского муниципального района Омской области, администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области требований о наложении обязанности на административного ответчика администрацию Москаленского муниципального района Омской области устранить нарушения лесного законодательства – обеспечить очистку на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса в месте расположения объектов с координатами точек 54,91487 градусов северной широты и 71,80861 градусов восточной долготы, отказать.».
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, требования разрешены к администрации Москаленского муниципального района Омской области, к администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, правильности выводов суда не опровергают, по существу сводятся к изложению занятой ответчиком позиции, основаны на ошибочном понимании норм материального права.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Москаленского районного суда Омской области от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий/подпись/.
Судьи/подписи/.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи_______Т.К. Григорец.секретарь судебного заседания_______________(_______________). (подпись) «_____» ________ 2023 года |
Мотивированное апелляционное определение составлено 25.07.2023.